Как правильно затягивать болты на колесах автомобиля?

Резьбовые разъемные соединения должны быть затянуты с определенным силовым моментом. Слабо закрученные или перетянутые детали одинаково плохо влияют на целостность конструкции. Для затяжки болтов и гаек с заданным усилием предназначен динамометрический ключ Stayer – инструмент немецкой разработки.

Выбор фирмы производителя

Так вот, насколько вы уже заметили, я в последнее время упорно эксплуатирую такие фирмы инструмента, как Jonesway и Ombra. Страна изготовитель одной и второй компании — Тайвань, что свойственно большинству подобных товаров, находящихся сегодня на отечественном рынке.

Выбор фирмы производителя

Конечно, было большое желание купить Jonnesway с цифровым дисплеем с моментом силы от 20 до 200 Нм. Но стоимость такой штуковины составляет ни много, ни мало, а целых 11 500 рублей. Хочется конечно, но подумал, что для меня и моей Калины это будет слишком круто. Поэтому решил остановиться на более дешевых вариантах и рассматривал среди бюджетных вариантов.

Так как большинство резьбовых соединений на Калине и других отечественных автомобилях варьируются в пределах 100 Нм, то рассматривались варианты именно в пределах этих значений. По большому счету разницы между фирмами Jonnesway и Ombra существенной я не заметил(именно в стандартных ключах, о чем расскажу чуть позже), разве что первый немного дороже своего соотечественника, то решил взять Ombra. Тем более, что знающий в этих делах человек, можно сказать — специалист, мне сказал, что разницы в этих недорогих ключах я практически не замечу.

Выбор фирмы производителя

Выбор пал на модель Ombra A90039 с диапазоном от 10 до 110 Нм. Длина рукоятки составляет 35 сантиметров, что вполне достаточно для заворачивания болтов или гаек с максимальным моментом в 110 Нм.

Неплохой чехол для хранения, который защелкивается, но еще бы губку подложить, чтобы не болтался в коробке, было вообще отлично. Хотя, все это делается за минуту, придумаю что-нибудь из куска какой-нибудь толстой ткани или поролона. Вот так выглядит в открытой упаковке:

Выбор фирмы производителя

Ключ работает в в обоих направлениях, соответственно им можно закручивать как соединения с левой, так и с правой резьбой. Переключатель находится в стандартном месте, так же как и на трещоточных рукоятках:

Рукоятка вполне удобная и выполнена с  точечным рифлением, чтобы при установке нужного момента рука не скользила по ручке. Хотя, если установить максимальный момент в 110 Нм, то голыми руками довольно проблематично будет завернуть рукоятку до предела (особенно в такую жару, когда руки потеют моментально), поэтому лучше воспользоваться самыми простыми тканевыми перчатками.

Затяжка динамометрическим ключом

Затягиваются болты уже другим инструментом. Нельзя пользоваться пневмогайковертом, который не обеспечивает необходимого усилия. Не рекомендуется тянуть головки и с помощью баллонного ключа с длинной ручкой, так как он легко может превысить максимально допустимый момент. Лучше всего для финальной затяжки использовать динамометрический ключ, который обеспечивает только предписанное производителем усилие.

Узнать силу затяжки болтов для той или иной модели автомобиля можно из руководства пользователя. К примеру, «АвтоВАЗ» рекомендует для моделей LADA — 70-90 Нм. Audi для машин A4 и A6 — 120 Нм. BMW для 3 серии — 90-110 Нм. А для Ford Focus — 90-100 Нм. Вопрос-ответ Зачем нужна балансировка колес и можно ли на ней сэкономить?

В среднем момент разнится от 70 до 120 Нм.

Если у водителя нет желания покупать такой ключ, то можно однажды попросить его в мастерской шиномонтажа и запомнить то усилие, что он прилагает к болтам. Далее такой же момент можно примерно воспроизводить с помощью обычного баллонника.

Если же увеличить усилие, да еще и попрыгать на ключе, то можно сорвать резьбу, что приводит к потере болта. А это опасно из-за риска ослабевания других креплений.

Динамометрический ключ Stayer PROFI 64064-210, 1/2″, 28-Нм

Инструментарий без риска срыва резьбы и головок крепежей завернет болты и гайки с заданным усилием. Механизм чаще используют в обслуживании автомобильных колес. Но максимальную пользу прибор приносит при монтаже монументальных металлоконструкций, в сборочных цехах.

Тело ремонтной принадлежности изготовлено из хромованадиевой стали, а храповой механизм – из хромомолибденовой. Это обстоятельство придает инструменту необычную прочность, способность переносить большие механические нагрузки.

Ремонтное приспособление не поддается коррозии, но хранить его нужно правильно. После работы насухо вытирайте динамометрический ключ Stayer Profi ветошью, периодически смазывайте. Через каждые 1000 раз использования отдавайте прибор на поверку точности.

Рабочие данные:

Момент силы От 28 Нм до 210 Нм
Присоединительный размер 1/2 дюйма
Погрешность затяжки ±4%
Материал исполнения CrV, CrMo

Рукоятка ключа

Отзывы о ключе динамометрическом Stayer в основном положительные, но есть и критика.

Динамометрический ключ Stayer PROFI 64064-210, 1/2″, 28-Нм

Василий:

Устраивает качество исполнения. Погрешность – в пределах, указанных производителем. Не хватает футляра для хранения.

Дмитрий:

Цена – правильная, погрешность – маленькая, диапазон момента – большой. Все отлично.

Аслан:

Шкала читается с трудом, поверка торсионным ключом показала погрешность 8%, вместо заявленных 4%. Для ответственных узлов применять не советую.

Как пользоваться динамометрическим ключом: как правильно выставить и настроить

Огромное количество авторемонтных мастерских и шиномонтажей в каждом населённом пункте России практически полностью избавили автолюбителей от необходимости самостоятельно ковыряться в собственных автомобилях, устраняя неисправности.

Однако нередко случаются ситуации, когда на пустынной дороге срочно возникает необходимость замены колеса на запаску, и дорожный набор с минимальным количеством инструментов здесь приходится очень кстати. В комплекте вещей первой необходимости у каждого предусмотрительного водителя обязательно должен быть динамометрический ключ.

Как пользоваться динамометрическим ключом: как правильно выставить и настроить

Устройство ключа

Лучшие производители

Выбрав тип динамометрического ключа, следует подумать о конкретной фирме. Чтобы вы не попали на дешевую подделку, мы составили небольшой список лучших изготовителей подобных устройств.

Лучшие производители

JULIUS Berger GmbH

Немецкий производитель ручных инструментов всегда славился своей повышенной надежностью и качеством. При этом цены относительно невысокие. Данная динамометрическая модель отличается привлекательным дизайном и наличием хромированных поверхностей. Погрешность практически полностью соответствует заявленной производителем (3 процента). Радует также наличие русской инструкции и удобного кейса для транспортировки. Основной минус – отсутствие резиновой прокладки на рукояти.

Лучшие производители

Еще одна немецкая торговая марка. Очень напоминает предыдущий вариант, только тут в комплекте идут дополнительные удлинители и переходники, за счет чего выросла и стоимость. Механизм позволяет добиться крутящего момента в 250 Нм. Настройка радует своей простотой. Устройство трещотки работает стабильно, без различных сбоев.

Лучшие производители

Модели отличаются повышенной точностью и надежностью. Главная особенность состоит в удобной шкале, которая находится под стеклом, имеющим эффект лупы, в силу чего рассмотреть показатели становится намного удобнее.

Лучшие производители

Работать с ключом легко даже в слабоосвещенных помещениях.

Читайте также:  Вышиваем объемную розу из атласной ленты

Крутящий момент составляет 10-100 Нм, изменять его можно благодаря вращению рукояти. Посадочный квадрат составляет 3/8, что следует учитывать во время выбора дополнительных насадок. Храповик изготовлен из хромованадиевой стали, рукоять закаленная. Все это положительно сказывается на долговечности модели.

Лучшие производители

Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом

В последнее время многие автовладельцы устанавливают облегченные колесные гайки литых дисков, изготовленные из алюминия. Они смотрятся стильно.

Определить все эти параметры позволит специальная таблица усилия затяжки данных колесных болтов в зависимости от производителя и модели.

Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом

Транспортные средства требуют постоянного ухода и тщательной проверки всех узлов. Выполняя проверку, необходимо контролировать работоспособность механизмов и электрических систем. Колесные болты также нуждаются в периодическом обслуживании и смазке качественными составами.

Как затянуть болты гбц без динамометрического ключа

В инструкциях по техническому обслуживанию автомобилей, часто можно встретить таблицы с указанием крутящего момента для затяжки крепежа.

Особенно важно соблюдать значение на таких деталях, как впускной коллектор, головки блока цилиндров, шарниры подвески. Мастера станций техобслуживания используют специальные приспособления: динамометрические ключи.

Как затянуть болты гбц без динамометрического ключа

Это дорогостоящий элемент: если он используется от случая к случаю, приобретение нецелесообразно. Поэтому многие автолюбители, обслуживающие автомобили самостоятельно, делают динамометрический ключ своими руками.

Совершенно бесплатно изготовить инструмент не получится: как минимум нужен фабричный ключ, а также прибор, фиксирующий крутящий момент.

Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше по конструкции и исполнению?

Ручной и слесарный инструмент, в том числе и динамометрические ключи для автомобилей широко представлены в торговых точках. Делятся данные изделия на 4-5 видов и различаются: по исполнению, конструкции, принципу работы. В обзоре рассмотрим четыре типа динамометрических ключей четырех производителей, далее определим, какой лучше выбрать для ремонта автомобиля.

Динамометрический ключ предельного типа регулируемый

Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше по конструкции и исполнению?

Предельный или щелчковый — распространенный тип динамометрического ключа. Функциональность и доступность в цене — главные качества. Работают по принципу предварительной установки значения крутящего момента. После достижения заданного значения срабатывает механизм, раздаются щелчки, далее ключ перестает передавать момент на головку. Конструкция представляет собой вид трещотки, к которой присоединяется насадку на квадрат и фиксируется переключателем.

Погрешность точности такого ключа колеблется в пределах 3-5%, продаются и ключи поточнее, но их стоимость выше. При выборе предельного динамометрического ключа для автомобиля обращайте внимание на предел (интервал) момента, поэтому перед покупкой ориентируйтесь на потребности. Изучите регламентируемые моменты затягивания резьбовых соединений у автомобиля. Средний диапазон min значений варьируется 0,5 -15 НМ, max 3 — 100 НМ и более.

Из минусов приспособления отмечаем тот факт, что если нет опыта работы, то при срабатывании щелчкового механизма произойдёт перетяжка резьбы. Так же сбиваются регулировка после нескольких операций, поэтому за этим приходится следить.

Динамометрические ключи стрелочные

Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше по конструкции и исполнению?

Динамометрический ключ со стрелочным индикатором, который показывает величину прикладываемой силы, работают по принципу динамометра. Устройство динамометра встроено в корпус, а стрелка и индикатор расположена сверху прибора. Квадрат для присоединения головок и насадок расположен на верхней части. Минус изделия заключается в том, что приходится улавливаться требуемое усилие, поэтому и точность приспособления ниже, чем у других типов специнструмента. Единственный ограничитель затяжки – это остановка стрелки при достижении нужной величины прикладываемой силы. Для эксплуатации автомобиля это не лучший вариант, чаще «стрелочный» используют в других отраслях. Плюсы данного изделия:

  1. Не высокая стоимость из-за конструкции.
  2. Повышенная прочность и надежность, так как инструмент выполнен из цельной и закаленной стали.
  3. Рабочий интервал ограничен только шкалой (0-300 Н*М).
Читайте также:  Кромочные ССН: как связать плотный край в изделиях крючком

Цифровой динамометрический ключ

Инструменты с цифровой индикацией – дорогостоящие, но является лучшими и точными, из-за полезных дополнений:

Динамометрический ключ для автомобиля — какой лучше по конструкции и исполнению?
  • встроенная память;
  • разнообразие в настройке;
  • подключение к компьютеру и калибровка;
  • дата, время, марка автомобиля;
  • количество использований ключа;
  • вибрация или звуковой сигнал в процессе работы.

Ключ-адаптер динамометрический

Адаптер-динамометр – электронное устройство с механическим приводом, которое присоединяется к трещотке, на переходник вставляют головку или другую насадку. В зависимости от комплектации в набор содержит дополнительные переходники. Так же продаются наборы с несколькими адаптерами, которые различаются по интервалам моментов. На адаптере расположен цифровой дисплей, а ещё кнопки, чтобы сделать настройку. Принцип работы схож с электронным изделием, описанным выше. Внутри стоят аккумуляторы, корпус выполняется из прочного пластика. Главный плюс адаптера — это универсальность. Стоимость сопоставима со среднестатистическим механическим динамометрическим ключом. Переходник популярен в 2016 году и будет одним лучших выборов при покупке, упростит обслуживание автомобиля.

Устройство динамометрического ключа и его разновидности

Динамометрический ключ – современная техническая альтернатива примитивным трубным удлинителям, пользование которыми не только малограмотно, но и опасно, поскольку сорвавшийся с трубы гаечный ключ – причина травмы.

Классификация рассматриваемого инструмента производится:

  • По виду среды, обеспечивающей момент затяжки: это может быть воздух или жидкость.
  • По конструкции привода передачи крутящего момента и отсчётного механизма различают стрелочные и щелчковые динамометрические ключи.
  • По виду системы отсчёта — механической или электронной.

Все современные динамометрические ключи оснащаются измерительным датчиком, показывающим величину крутящего момента. Такой специализированный монтажный инструмент доступен в широком диапазоне реализуемых крутящих моментов, размеров и точности. Поэтому, перед специалистом, который регулярно занимается слесарно-монтажными работами, рано или поздно возникает вопрос: динамометрический ключ – какой выбрать?

На что влияет затяжка головки блока цилиндров

Подобную работу (затяжку) делают, когда проводят обратный процесс по сборке мотора автомобиля. И то, насколько правильно, надежно и крепко затянуты болты головки блока цилиндров, может сильно повлиять на работу камеры сгорания, газораспределительного механизма и мотора в целом.

В случае, если головка блока цилиндров затянута неправильно, или не в той последовательности, или слабо, это может повлечь за собой пробитие прокладки, которая устанавливается между ГБЦ и блоком цилиндров. После повреждения прокладки последствия трудно предсказать правильно. Чаще всего после такого вода из системы охлаждения попадает в моторное масло. Получается эмульсия, которая намного хуже моторного масла смазывает детали двигателя, а потому мотор может быстро «заклинить».

Кроме попадания воды в моторное масло, может резко снизится мощность двигателя, резко возрасти звук мотора, и т.д. В любом случае – ничего хорошего после неправильной затяжки головки блока цилиндров не будет.

Чтобы с достаточным усилием затянуть болты головки блока цилиндров, обязательно пользуйтесь специальным инструментом, в данном случае это динамометрический ключ. У него есть специальная шкала, которая позволит определить усилие, с которым нужно делать затяжку болтов ГБЦ. Для каждого мотора существуют свои параметры затяжки, их узнаете из руководства по ремонту мотора данной машины.