Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали

В данном выпуске мы подобрали 10 величайших изобретений в истории человечества, которые и по сегодняшний день приносят нам пользу. Все эти изобретения в свое время помогли совершить технологические прорывы в истории развития цивилизации.

Шкала Апгар

Все дети оцениваются по этой шкале в первые минуты жизни

Шкала Апгар была названа в честь женщины, которая её изобрела, Вирджинии Апгар. В своё время она была одним из лучших специалистов в области анестезиологии и хирургии.

До появления шкалы Апгар врачи уделяли больше внимания состоянию только что родившей матери, поэтому уровень детской смертности был очень высоким. Но в 1952 году в области ухода за новорожденными произошел настоящий прорыв. Когда все дети начали оцениваться по изобретенной Вирджинией шкале, этот показатель снизился до 7 смертей на 1000 родившихся.

Вирджиния Апгар посвятила всю свою жизнь исследованию и предотвращению всевозможных усложнений у новорождённых. Она была одним из первых, кто заявил, что вирусы, инфекции и относительно высокая влажность в помещении опасны для только что родившегося ребёнка.

О гениях, гениальности

«Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений»

 

«Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры»

 

«Гениальность — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения»

Гении

О гениях, гениальности

Гении (выражаясь обыденным языком) — «не такие как все», выдающиеся, неординарные, креативные, творческие, сверходаренные люди. «Сгорают как кометы, озаряя своей новаторской энергией века..», — говорят о них.

Вожаки или отшельники, звезды или спрятавшиеся в раковины жемчужины, проживающие свою жизнь на одном вздохе, будто родились, чтобы взорваться ради освещения планеты или нелюдимые, при жизни отвергнутые всеми, заложники не только мира, но и своих чувств, мыслей…

Талант

Талант — это не гениальность, но для развития гениальности необходим талант, последнее — то, что невозможно купить, пересадить, взрастить, выпив пилюлю, это дар, который дается человеку кем-то свыше. Однако если человек талантливый не применит достаточное количество усилий, усердия, трудолюбия — гением ему не стать.

О гениях, гениальности

В какой-то момент люди талантливые и упорные, идущие по зову своего дара, становятся гениями (включается скрытый потенциал, открывается «второе дыхание» и т.д.), другие так и остаются среднестатистически талантливыми.

Читайте также:  Самостоятельно создаем кухонный гарнитур: варианты дизайна и тонкости

Характер, усердие при природном даре, пусть и не ярком — иногда больше, чем сногсшибательные способности. Люди, обладающие последним — нередко просто впадают в искушение того, что им все легко достанется, заболевают «звездной болезнью», а потом утрачивают так же, как и получили…

Напротив, бывает, что те, кто осознают, что они не «счастливчики», поцелованные природой — борются и за свое место под солнцем, счастье сами, и понимают, что особых дарований не имеют, а те, что есть — нужно развивать.

О гениях, гениальности

Сколько их, гениев с завораживающими вокальными данными, умопомрачительной красотой, «стихоплетным» даром — сразу после взлета улетали на той же скорости вниз? Сколько их спивалось, уходило в неизвестность? И сколько людей вроде бы не столь талантливых становились популярными именно благодаря своему трудолюбию?

Однако жизнь людей одаренных и не могущих жить без реализации своего таланта — сложна, часто трагична, несчастлива. Гениями быть — нынче модно. Родители, которые хотят из своего ребенка сделать гения — не понимают на что обрекают его: либо он станет тем, кем они хотят, но не сможет жить как обычные люди, либо он не станет им и всю жизнь проведет в неврозе и чувстве вины за то, что не оправдал надежд.

Гении красивы, интересны со стороны… безумство, что граничит с одаренностью — часто делает человека несчастным. Поэтому, слава Богу, что многие из нас — самые обычные люди, и не стоит мечтать о том, чего человек не понимает.

О гениях, гениальности

И дар, все-таки, хоть дается от природы, выбрать плюс или минус, то есть воплотить его через добро или зло — решает сам человек.

Что откуда приходит, как в человеке появляется и проявляется искра дарования — для многих тайна.. Мы сами о себе слишком мало знаем, а о других и того меньше…

«Все гениальное просто» — увековеченный афоризм. К этому приходили многие одаренные личности, прошедшие лабиринты и дебри глубин творчества в надежде найти какое-то грандиозное, неординарное решение. Но есть труды, которые сложны до невозможности, но именно от этой их многозначительности, нестандартности зрители, читатели, слушатели находят в них родные себе и совершенно незнакомые мотивы.

О гениях, гениальности

О гениях, исследованиях, интересных фактах в программе «Диагноз:  гений»:

Падающего не толкай!

Немецкий философ Фридрих Ницше подарил миру идею сверхчеловека — свободной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личности, которая выше всего сущего.

Он объявил грядущий приход новой, здоровой морали, которая должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. «Падающего толкни!» — призывал Ницше. То есть больные и слабые должны погибнуть, уступить дорогу сильным.

Эти философские идеи явились следствием психического заболевания под названием «ядерная мозаичная шизофрения», или, в просторечии, одержимость. Одним из основных симптомов этого расстройства является мания величия.

Читайте также:  Как изменились логотипы брендов во время коронавирусной пандемии

В психиатрической клинике, куда философ попал после резкого обострения болезни и где он провел последние 11 лет своей жизни, он рассылал записки типа: «Через два месяца я стану первым человеком на Земле».

Но под конец жизни он мог составлять лишь простейшие фразы, к примеру: «Я глупый, потому что я мертвый». В медицинской карте Ницше отмечено, что он пил из сапога собственную мочу, принимал больничного сторожа за канцлера Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у лестницы, прыгал по-козлиному. Вот такая ирония судьбы. Не толкай падающего, да не упадешь сам!

Итак, многие гении на основании некоторых отклонений от психической нормы объявлялись безумцами. Но существуют ли вообще так называемые нормальные люди? Когда об этом спросили немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера, он указал на шкаф в углу кабинета:

— Вот нормальный человек!

Как говорится, комментарии излишни.

Почему у иероглифов так много чтений

Вы начали свой тернистый путь в мир иероглифов. Дела идут хорошо, пока в тексте вам не встречается незнакомое слово, записанное знакомыми иероглифами. Вроде как, вы знаете, как их читать, но всё не так просто. В письменном японском то, что мы видим, не всегда совпадает с тем, как оно читается. А ещё бывает, что одно чтение распространяется на три или четыре кандзи. Как у одного слова может быть столько прочтений? И как узнать какое когда использовать?

Окунёмся в историю

Долгое время у японцев не было своего письменного языка.

В V–VI веках Нашей эры Япония начинает заимствовать китайские иероглифы, и появляются группы людей, изучающих китайский. Вполне логично, что с языком происходят изменения, когда он перемещается из одной культуры в другую. Заимствование, адаптация, интерпретация помогли японцам в создании своего письменного языка. Однако стоит заметить, что его отсутствие не означало отсутствие устного, который всё-таки был в приоритете, поэтому попытки «соединить» китайские знаки с речью и послужили причиной появления нескольких чтений иероглифов.

Онъёми и кунъёми

Онъёми и кунъёми – два способа чтения иероглифов. Именно они ставят в тупик людей, начинающих учить японский.

Грубо говоря, онъёми

(音読み) переводится как «чтение по звуку». Однако, если разобраться поглубже, станет понятно, почему используется именно иероглиф 音.Он обозначает диалект «У», из которого и пришли первые иероглифы. Чтение по «онам» означает, что иероглиф будет звучать так же, как в китайском или, на китайский манер из-за фонетических отличий, так как японцам было трудно выговаривать некоторые китайские звуки.

Кунъёми

(訓読み) считается японизированной версией чтения иероглифа. Основное отличие от онъёми в том, что кунные чтения произошли от исконно японских слов (яматокотоба ). Чтобы как-то приспособить письменные знаки под свой устный язык, японцы брали слово из своего языка и подбирали ему схожий по смыслу (а не фонетически, как в случае с «куном») китайский иероглиф.

Читайте также:  Дизайн квартиры-студии: проблемы, решения, удачные приемы

Когда читать по «ону»?

Ну хорошо, с двумя видами чтения разобрались.

А дальше мы говорим про многообразие онъёми. Изменения в языке и культуре происходят постепенно, с появлением новых слов возникают новые способы произношения, которые затем, закрепившись, становятся причиной наличия у слова нескольких чтений.

На начальном этапе изучения японского языка каждый оказывается в затруднительном положении. Как узнать, когда какое чтение использовать?

Ваша первая подсказка – слово, состоящее из нескольких иероглифов. Например:

理解 (рикай) понимание

短期 (танки) короткий срок

Вы поймёте, что делаете всё правильно, когда увидите, что рядом с иероглифом нет хираганы. Это указывают на то, что слово почти всегда будет читаться по ону. Например: 一 (ити

– один) или 八 (хати – восемь).

Когда читать по «куну»?

По куну читаются практически все имена собственные.

Такие имена, как Кимура (木村) и Фудзии (藤井) будут читаться по куну, но будьте осторожны, так как могут быть исключения, например: Дзиннай (陣内), Итоо (伊藤) и Сатоо (佐藤), которые читаются по ону.

То же правило распространяется и на топонимы. Например: Нагано (長野), Асахикава (旭川), Кумамото (熊本), Хаконэ (箱根).

Все эти иероглифы читаются по куну, так как исторически закрепились за названиями мест. Однако и здесь бывают исключения, когда географическое название будет читаться по ону, например: Хоккайдо (北海道) или Токио (東京).

Хорошей подсказкой, что один иероглиф читается по куну, являются знаки хираганы, стоящие после иероглифа. Это называется окуриганой. Чаще всего её можно заметить после глаголов или прилагательных, например: 白い (сирой

– белый) или 食べる (табэру – есть).

Учим онъёми и кунъёми раз и навсегда

Как бы грустно это ни звучало, понять, когда какое чтение использовать, можно только с опытом, поэтому лучшее, что вы можете сделать – постепенно учиться. По правде говоря, даже некоторые носители языка испытывают трудности в прочтении иероглифа, когда видят его в незнакомом слове. Если вы ошибётесь, японцы не сочтут это чем-то плохим или страшным, а помогут вам прочитать слово, как нужно. Не стесняйтесь спрашивать или ошибаться, когда что-то не знаете. Со временем, по мере того, как вы больше углубляетесь в язык, такие различия в чтениях станут привычными.

В конце концов, у каждого языка есть свои подводные камни, но именно они делают его таким неповторимым и уникальным.