Воспитание детей от 0 до 3 лет — вклад в будущее ваших детей

Поначалу ребенок при ходьбе широко расставляет ноги и качается из стороны в сторону, носки ног направлены кнаружи, руки согнуты в локтях. Сначала он часто падает, но через несколько месяцев начинает чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы совершить сложные движения, например, шагать в сторону или назад, подходить к игрушке и поднимать ее, или в движении бросать мячик.

Признаки дискалькулии

Маленьких детей учат считать не только для того, чтобы они хорошо знали математику, а для того, чтобы вообще развивалось логическое мышление, соблюдался порядок в высказываниях, последовательность в действиях и мыслях. Как только ребенок начинает уверенно ходить, его уже можно обучать счету, считать ступеньки на лестнице, пальчики на руках. К трем годам в норме малыш должен уметь считать до 3-х, к 4 – до пяти, к 5 – до 10, к 6 годам до двадцати, а при поступлении в школу до 100. Если в детском саду идет некачественное овладение математическими навыками, то мы говорим о предпосылках дискалькулии, которая выражается в следующем:

  • У ребенка меньший диапазон счета, чем у его сверстников при норме развития.

  • При пересчете конкретных предметов, подводя итог, ребенок показывает на последний по счету предмет, вместо всей группы. Не отличает процесс от результата.

  • В процессе счета часто пропускает числа.

  • Не умеет правильно считать в обратном порядке, часто сбивается, что говорит о нарушении механизмов запоминания последовательности чисел, неспособности ориентироваться в числовом ряду.

  • В подготовительной группе ребенок-дискалькулик при счете предметов дотрагивается до них, передвигает руками, хотя в норме должен уже уметь пересчитывать глазами, одномоментно охватывать взглядом небольшое количество предметов.

  • Дети затрудняются сравнивать две группы предметов, особенно если они не стоят в ряд, находятся в разных местах. Путают понятия: «количество» и «величина». Например, при пересчете пальцев на руках взрослого и ребенка, на вопрос у кого больше у меня или у тебя отвечают: «у тебя».

  • Не различают количественные и порядковые числительные. Не понимают вопросы: «сколько» и «который по счету», отвечают на них одинаково.

  • Дети допускают ошибки при решении простейших задач. Часто не понимают или забывают вопрос задачи. Отвечают и действуют, не задумываясь, предлагая решение по аналогии с предыдущими заданиями.

  • Не узнают в задаче числовые данные, записанные словами.

  • Путаются в назывании геометрических фигур. Не узнают квадрат, если он находится в другом ракурсе, в перевернутом виде, в условиях наложения других фигур.

  • Путаются в пространственных отношениях, которые обозначены словами «между», «после», «перед», «последующий», «предыдущий».

  • В школе на уроках математики дети с дискалькулией показывают низкий уровень мыслительных операций, особенно, если задание сформулировано словесно, а не наглядно. Наблюдается недостаточный уровень словесно-логического мышления.

  • В течение урока у таких детей колеблется внимание, они легко отвлекаемы, не способны удерживать в памяти числовые данные.

  • Плохое зрительное восприятие, не усваивают начертания цифр, зеркалят, смешивают элементы цифр, плохо ориентируются в клеточках листа тетради.

  • Скудный словарный запас, не понимают терминологию: прибавить, увеличить, отнять, сложить.

  • Плохое состояние мелкой моторики пальцев рук. Цифры не пишут, а строят, как кубики в тетради, подставляя элементы цифр, пишут цифры снизу вверх.

Первые шаги: оптимальный возраст

По мнению педиатров, все дети совершенно разные и, хотя все же существуют некоторые закономерности основных этапов развития, все физические и физиологические процессы у малышей могут протекать и развиваться по-разному. Если ребенок спокойный и уравновешенный, его рвение к независимости может быть несколько слабее, чем у активных и любознательных малышей.

Одни дети с удовольствием знакомятся с окружающей обстановкой и новыми предметами, сидя, другие — активно и уверенно ползают, а третьи — слишком рано пытаются встать на неокрепшие ножки. В этом нет ничего страшного, и родителям не стоит думать, что с их ребенком не все в порядке, если, например, кто-то из сверстников уже сделал свои первые шаги.

Оптимальный возраст, когда дети начинают ходить – 9-12 месяцев. В этот период большинство малышей делают первые неуверенные шаги. Уже в возрасте 1-1,5 года они начинают ходить уверенно и не пользуются сторонней помощью и поддержкой.

Если малыш не начал делать первые попытки занять вертикальное положение, возможно, ему просто необходима помощь родителей. Это может быть специальный массаж, способствующий укреплению мышечного корсета, или упражнения.

Первые шаги: оптимальный возраст

Во сколько месяцев дети начинают ходить самостоятельно, во многом зависит от некоторых предрасполагающих факторов, среди которых можно отметить:

  • темперамент ребенка, (спокойный или шустрый), который заложен у крохи от природы;
  • вес, большие показатели которого не способствуют тому, чтобы ребенок сделал первые шаги слишком рано или даже своевременно;
  • развитость мускулатуры, благодаря которой малыш может удерживать на ножках свой вес;
  • наследственная предрасположенность, которая передается ребенку от его родителей;
  • половая принадлежность, т.к. считается, что раньше делать первые шаги склонны девочки;
  • нормальные условия, в которых развивается ребенок, например, свободное пространство для движения или излишняя загроможденность детской комнаты;
  • различные вспомогательные приспособления, например, ходунки, позволяющие ребенку ощутить всю прелесть передвижения и помогающие удерживаться на ножках без падений;
  • упражнения и массаж — выполняются с родителями и помогают малышу укрепить мышцы.
Читайте также:  Подготовка ребенка к школе: вред или польза?

Учитывая частые падения и возможность при этом травмироваться, родителям необходимо всегда быть начеку, когда ребенок начинает ходить. Чтобы избежать неприятных моментов, следует убрать все острые углы, бьющиеся и острые предметы, поддерживать кроху и организовать пространство для активности таким образом, чтобы малыш мог сам ручками придерживаться во время ходьбы.

Однако излишне паниковать также не стоит, падений все равно не удастся избежать, а малыши в возрасте до года очень эластичны, поэтому серьезные травмы получают очень редко.

Когда следует начинать учить ребенка ходить?

Иногда мне кажется, что обилие специализированной литературы, передач, советов известных докторов по уходу и воспитанию детей не столько помогает молодым родителям, сколько окончательно их запутывает.

А ведь есть еще и интернет (социальные сети, форумы), где мамочки хвастаются: «Ах, моя Машенька уже в 9 месяцев сама пошла».

И вот читает это другая молодая мамочка и начинает нервничать: «Что же не так с моим Васенькой? Ему уже 10 месяцев, а до сих пор отказывается ходить».

Да, все нормально с Васенькой, просто его время еще не настало.

Известные педиатры, в том числе и расхваленный доктор Комаровский, утверждают, что единого возраста для первых шагов карапуза не существует.

Нормой считается, когда малыш начинает ходить с 9 месяцев – до 1,5 года, средний возраст – 12 месяцев.

Раньше стараться научить ребенка ходить не стоит, поскольку вы только навредите ему, деформировав неокрепший хребет и косточки.

На возраст, когда ребенок начинает ходить, влияют многие факторы:

  1. Комплекция.

    Чем плотнее ваше дитя, тем позднее сделает свои первые шаги.

  2. Темперамент.

    Дети, у которых «в попе шило» раньше начинают ползать и ходить, чем более спокойные малыши.

  3. Наследственность.

    Если вы сами, согласно воспоминаниям вашей мамы, пошли после года, то почему требуете от своего чада побежать в 9 месяцев?

  4. Состояние здоровья.

    Тут, даже комментировать не буду.

  5. Пол.

    Почему-то девочки раньше начинают ходить, чем мальчики.

Педиатры:

Авзалова Дарья Евгеньевна

Врач-педиатр, инфекционист

Стаж: 17 лет Отзывов: 6

Вызвать на дом

Барзенок Татьяна Арсеньевна

Заведующая педиатрическим отделением, врач-педиатр первой категории

Стаж: 27 лет Отзывов: 17

Записаться на прием Вызвать на дом

Белоусова Елена Сергеевна

Врач-педиатр, нефролог

Стаж: 17 лет Отзывов: 14

Записаться на прием Вызвать на дом

Быков Михаил Викторович

Врач-педиатр высшей категории, специалист УЗ-диагностики, кандидат медицинских наук

Стаж: 24 года Отзывов: 3

Записаться на прием Вызвать на дом

Казакова Лилия Валентиновна

Врач-педиатр, неонатолог, руководитель службы консультантов по ГВ

Стаж: 27 лет Отзывов: 30

Записаться на прием Вызвать на дом

Седова Мария Сергеевна

Врач-педиатр, аллерголог-иммунолог

Стаж: 19 лет Отзывов: 28

Записаться на прием Вызвать на дом

Сергиенко Татьяна Яковлевна

Врач-педиатр, дежурный педиатр на горячей педиатрической линии

Стаж: 38 лет Отзывов: 21

Записаться на прием

Столов Андрей Михайлович

Врач-педиатр, неонатолог

Стаж: 29 лет Отзывов: 1

Записаться на прием Вызвать на дом

Полный список симптомов (более 70), при которых требуется помощь детского врача, можно посмотреть здесь.

Изложенные в справочнике материалы носят рекомендательный характер и не заменяют собой консультацию у врача!

Записаться на прием или вызвать детского врача на дом можно по телефонам Центра в Москве:

+7(495) 229-44-10, +7(495) 954-00-46

Как помочь малышу сделать первые шаги?

Прежде чем предпринимать какие-либо меры, призванные ускорить процесс освоения навыка самостоятельной ходьбы, лучше посетить детского ортопеда. Неправильно подобранные упражнения могут навредить и усугубить уже существующие проблемы. Приведенные ниже варианты занятий являются универсальными и подходящими для всех. Гимнастика

Существует немало упражнений для стимулирования ходьбы. Заниматься стоит только в те моменты, когда малыш сыт и находится в хорошем расположении духа.

Как помочь малышу сделать первые шаги?
  1. занятия на фитболе. Они помогут улучшить координацию движений. Самый простой вариант: держать кроху за бедра, усадив на мяч лицом к взрослому, и раскачивать в разные стороны;
  2. укрепление ножек. Ребенка нужно посадить на корточки лицом к взрослому, взять за бедра и покачать. Если мышцы ног готовы к нагрузке, ребенок встанет рефлекторно (если этого не происходит, выполнение упражнения лучше отложить);
  3. ходьба с обручем. Кроху нужно поместить внутрь круга, дать ему крепко ухватиться, а затем — начать медленно двигаться по комнате в разных направлениях;
  4. подъемы. Чтобы научить малыша вставать, на кресло или диван, которые могут служить опорой, нужно выкладывать любимые игрушки, чтобы был стимул ухватиться, подняться и достать их;
  5. полезно научить ребенка переступать препятствия. Ими могут служить пороги или натянутая веревка. В такие моменты обязательно нужно держать юного исследователя пространства за руку;
  6. приседания, прыжки на родительских коленках и другие виды физической активности также несомненно полезны для малыша, который готовится к ходьбе;
  7. также можно раскачивать кроху влево-вправо, держа за подмышки.

Устойчивости и интереса к передвижению, юному «ходоку» могут придать специальные игрушки-каталки. Прекрасно, если свои первые шаги ребенок будет делать в правильной обуви — с жестким задником и боковиной, супинатором, регулируемым захлестом. Идеальным вариантом можно считать специальные ортопедические линейки.

В доме ничего не должно мешать крохе осваивать хождение. Острые углы, тумбочки, стекла и все, что грозит травмой, на время лучше закрыть или вовсе убрать.

Массаж

Как помочь малышу сделать первые шаги?
  1. разместив ребенка на пеленальном столике или на подходящей по высоте кровати достаточной жесткости, производится разогрев мышц. Он подразумевает чередование растирающих и поглаживающих движений на ножках, ручках, спинке и других частях тела;
  2. исходное положение: лежа на спине. Взрослый берет ножки малыша, подтягивает их к животику и друг к другу. Если получается, необходимо, вытянув шею, дотронуться головой до нижних конечностей;
  3. аккуратно раскачивать ребенка, держа за бедра лежа на спине;
  4. следующее упражнение — велосипед. Необходимо имитировать движение на двухколесном транспорте, быстро крутя ножки;
  5. в положении лежа взять ребенка за запястья и потрясти ими;
  6. теперь можно дать грудничку потопать, держа под мышками. Прекрасно, если в наличии будет специальный массажный коврик. Приобрести его можно в ортопедическом салоне;
  7. в конце стоит провести массаж стоп, включающий растирания, поглаживания, пощипывания и прочие доступные действия.

Подвижные игры: прохождение лабиринтов (препятствий из подушек), догонялки (пусть и ползком) — то, что принесет немало пользы крохе, который еще не умеет ходить.

Помощь в освоение навыка ходьбы

Вашему чаду непросто обучаться новому, особенно ходьбе. Это скачок для ребенка, выход на новый этап развития. Хоть и торопить малыша в освоении нового навыка не нужно, но все-таки кое-что от вас потребуется, чтобы научить чадо ходить правильно.

  1. Родителям требуется с пеленок заниматься физическим развитием ребенка и укреплением его здоровья с помощью массажей, укрепляющих процедур, гимнастики и т.д.
  2. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша было побольше пространства. Не стоит «заточать» ребенка в манеж, ограничивать его передвижения. Так он скорее захочет научиться ходить, ведь ребеночку интересно изучать все вокруг. Главное следите за своим чадом.
  3. Внимательно подходите к выбору первой обуви.

На самом деле этот момент является одним из главных. Насколько удобно и комфортно будет передвигаться малышу, зависит от обуви. У «черевичек» должен быть твердый задник и обязательно супинатор – для правильного формирования стопы.

Если кроха ходит на носочках, скорее всего у него проблема со стопами. Вам требуется обратиться за консультацией к ортопеду и неврологу. Врачи пропишут по необходимости специальную обувь и назначат лечение.

Помощь в освоение навыка ходьбы

К врачу так же стоит незамедлительно обратиться, если ваш ребенок не может после полутора лет ходить самостоятельно, без опоры и вашей помощи.

В остальных случаях не стоит терять голову, позвольте своему отпрыску развиваться гармонично!

Оставить комментарий

Нужно ли «присаживать» малыша

Вопрос, во сколько ребенок начнет самостоятельно садиться, ползать, ходить, говорить, беспокоит всех родителей. Однако одни полностью полагаются на природу и стараются не вмешиваться в физическое развитие малыша, другие – начинают подсаживать его раньше времени. Оба варианта являются крайними мерами. Врачи против того, чтобы «торопить» ребенка или полностью пускать все на самотек. Родители могут оказывать помощь в приобретении физических, психических или когнитивных навыков, при условии, что это не навредит его здоровью.

Вопрос №1: когда?

Родители, чей малыш стремится к годовалой отметке, часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

Иногда им кажется, что собственный кроха долго осваивает это навык, по сравнению с ровесником-племянником. Но это ошибочный настрой: все дети разные, кто-то пойдет раньше, кто-то позже.

Нормальный возраст — это от 9 месяцев до неполного года.

Именно в это время ребенок начинает постигать сложную науку ходить. Максимально уделяйте карапузу внимание: иногда дети умеют твердо стоять и переходить с места на место, а присесть и отдохнуть не всегда получается. Как следствие — сильная нагрузка на позвоночник и усталость;

Для «ранних» путешественников «День Икс» может настать раньше срока, обозначенного выше.

Бывает и такое, что малыш начинает ходить в неполные 9 месяцев. Такое раннее освоение — большая редкость, и она не представляет повода для беспокойства, в том случае, если это получилось у крохи спонтанно, без вмешательства родителей.

Очень часто, по запросу о том, как научить ребенка ходить, можно найти видео с девятимесячными малышами, шустро бегающими от родителей;

«Жаворонки» в освоении ходьбы – это дети, которые встали и пошли в 7-7,5 месяцев.

Да, такое тоже бывает. Если ребенок с первых недель жизни проявляет энергичность и активность, быстрее сверстников начинает переворачиваться, держать голову и ползать, то, скорее всего, ходить он тоже начнет рано.

Есть мнение, что слишком ранняя двигательная активность, не сулит ничего хорошего: позвоночник испытывает большую нагрузку, он еще не готов полноценно удерживать массу ребенка вертикально.

В данном случае лучше просто понаблюдать за малышом. Если он крепкий, физически активный, ему нравится ходить, при этом он не испытывает дискомфорта, то нет ничего страшного в том, что ребенок рано начал ходить;

Момент вызывающий сильную тревогу: крохе уже исполнился год, а он все еще не хочет ходить.

Конечно, это может тревожить, но физически здоровый ребенок может пойти позже своих сверстников. По мнению педиатров, нижняя граница – полтора года. Это может быть и нетипично, но не катастрофично.

Важно! Не стоит принуждать ребенка к раннему хождению, все придет в свое время, малыш лучше чувствует свой организм. Всему свое время.

Воспитание ребёнка до года. Трудные дети

Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.

В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».

Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.

Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.

Советы и рекомендации

  • Не следует ставить малыша на ножки, если его тело еще не готово к ходьбе.
  • Важно поощрять движения крохи. Делайте с малышом зарядку, запишите его в бассейн, занимайтесь дома с фитболом, поощряйте ползание.
  • Пока малыш учится ходить вдоль опоры, продумайте, в каком месте это будет наиболее безопасно. Пусть кроха «тренируется» рядом с пуфиком, диваном или другой прочной мебелью.
  • Желательно дома обучать малыша ходить без обуви и носочков. Ходьба босиком стимулирует нервные окончания на стопах и способствует закаливанию.
  • В идеале ходьба ребенка должна быть не целью, а лишь средством. Так что используйте в обучении мотивацию и любознательность ребенка, например, предлагайте крохе идти к маме, игрушке или другой цели. Располагайте цель в одном-двух шагах от малыша.
  • Не следует сравнивать успехи в ходьбе вашего ребенка с другими малышами. Если сверстники уже ходят, а вы пока нет, не расстраивайтесь и не разочаровывайтесь, а хвалите за каждый, даже маленький успех.
  • Если дома слишком прохладно для прогулок босиком, приобретите для крохи носки, у которых прорезинена подошва.
  • Если малыш упал, не паникуйте и не вскрикивайте. Постарайтесь успокоить кроху и сделать этот эпизод для него не очень заметным.
  • На прогулке меньше держите кроху в коляске. Пусть коляска к первому дню рождения станет лишь транспортом к детской площадке или парку. Поощряйте малыша больше двигаться и играть с детьми.
  • Сделайте ваш дом по максимуму безопасным для крохи. Острые уголки мебели, напольные хрупкие вазы, открывающиеся дверцы шкафов с бытовой химией, электрические розетки, скользкие коврики, свисающие скатерти, бьющиеся предметы – направьте на эти мелочи свое внимание.
  • Не поддерживайте кроху подмышками, поскольку это чревато испорченной осанкой и деформацией стоп. Вы можете держать малыша за кисти или предплечья.

Известный врач считает ходунки полезным устройством лишь для родителей, ведь они позволяют маме на некоторое время получить небольшую передышку в общении с крохой. Но так как ходунки ничуть не ускоряют переход малыша к прямохождению, Комаровский рекомендует для той же цели приобрести манеж.

  • Если ребенку 1 год и 1 месяц, но он не ходит, причин для беспокойства нет, у малыша в запасе еще аж 4 месяца. Не торопите его. Если ребенку больше года и 8 месяцев, а он еще не пошел – это повод для обращения к специалисту.
  • Никогда не слушайте стариков в отношении ходьбы. Не вздумайте «по старинке» перерезать путы, чтоб ребенок начал ходить, как делали наши прабабушки и бабушки. Мало того, что это не имеет никакого практического эффекта, так вы еще можете ненароком порезать дернувшуюся ножку крохи, что отсрочит первые самостоятельные шажки на месяц, а то и два.
  • Если вы еще не научили ребенка засыпать самостоятельно, рекомендуем сделать это до первых шагов. В противном случае ребенок со временем начнет приходить спать в вашу постель и бороться с этим будет трудно. Ходьбу ведь вы поощряете.
  • Приучить ребенка к горшку тоже стоит до самостоятельной ходьбы. Иначе малыш будет просто с него сбегать, радуясь новому умению.
  • Если малыш косолапит при ходьбе или ходит только на носочках – это повод обратиться к ортопеду и педиатру.