Сколько времени можно сидеть за компьютером детям

«Хватит сидеть за компьютером, делай уроки», «Мы в твоем возрасте во дворе гуляли в свободное время, а не в монитор пялились», «Завязывай играть, займись чем-нибудь полезным!». Знакомо? Дети и компьютер – тема не однозначная. С одной стороны мы, как взрослые, понимаем, что в современном мире ребенку без владения компьютером никуда. С другой – опасаемся негативных последствий для его здоровья и психики.  

Упражнения для расслабления глаз для детей

1. Движения глаз по горизонтали (вправо-влево), движения глаз по вертикали (вверх-вниз). Повторить 10 раз. 2. Сфокусировать взгляд на кончике носа на 3 секунды, затем перевести взгляд вдаль на 5 секунд. Повторить 5 раз. 3. Движения глаз по кругу (по часовой стрелке и в противоположном направлении). При выполнении упражнения не поворачивать голову. Повторить 5 раз. 4. Движения глаз по диагонали: левый нижний угол — правый верхний угол. И наоборот: правый нижний угол — левый верхний угол и обратно. Повторить 5 раз. И напоследок. Если у вас нет возможности контролировать сколько времени проводит ребёнок за компьютером, и вы хотите быть уверенными в том, что существует некий контроль в этом отношении, установите специальную программу, которая будет блокировать доступ к компьютеру при превышении некоторого граничного времени. Помните: для нормального развития вашему ребёнку нужна и физическая активность, чего никогда не сможет заменить компьютер.

Сколько времени можно проводить за компьютером?

В конце прошлого века ученые установили, что детям 10-14 лет проводить за компьютером можно всего лишь полтора часа в день. Согласитесь, в наше время и с нашим ритмом жизни эта рекомендация выглядит абсолютно невыполнимой: за полтора часа нельзя успеть сделать даже необходимые уроки, что уж говорить об отдыхе и общении с друзьями!

К счастью, технологии не стоят на месте: компьютеры совершенствуются, а инженеры улучшают не только технические характеристики, но и начинают заботиться о здоровье пользователей. Например, современные мониторы лишены характерной ранее проблемы – мерцания, что положительно сказывается на изменении зрения.

Итак, сколько же времени можно проводить ребенку за компьютером?

Современные технологии: благо или зло?

Трудно переоценить ту роль, которую играет компьютер и производные от него гаджеты в последние 10-15 лет нашей жизни. Сегодня это, без преувеличения, величайшее изобретение человечества проникло практически во все сферы человеческой деятельности. На работе, дома, а с изобретением смартфонов уже и на отдыхе мы активно пользуемся этими высокотехнологичными устройствами, считая их благами современной цивилизации.

Существует много мнений по поводу того, сколько времени можно проводить за компьютером ребёнку — от поминутного дозирования до практически неограниченного времяпрепровождения.

Негативное влияние длительного пребывания за компьютером представлено двумя аспектами — медицинским и психологическим. Во избежание вреда здоровью ребёнка в виде снижения остроты зрения, нарушения осанки, гиподинамии, а также с целью его психологического благополучия и возникла потребность в установлении условных ограничительных мер — норм времени, которое находиться за компьютером безопасно.

Проштудировав медицинскую литературу и проанализировав информацию из различных источников, мы определили:

  1. Нормы времени, которое ребёнку можно проводить за компьютером, носят лишь рекомендательный характер (предельно допустимые нормы значительно выше).
  2. В разных исследованиях приводятся различные так называемые рекомендуемые нормы времени.
  3. В более поздних исследованиях эти нормы времени значительно выше.

ЭВМ — ПК — ноутбук — планшет — смартфон — …

Большинство рекомендуемых детям норм времени было разработано и опубликовано в медицинской литературе ещё на заре компьютерной эры, когда персональный компьютер (ПК) именовали электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Эти нормы характерны для ЭВМ образца конца 80-х годов прошлого века:

5 лет                             не более 7 минут в день

6 лет                                             10 минут в день

7-9 лет                                          15 минут в день

Читайте также:  Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

10-12 лет                                      20 минут в день

13-14 лет                                      25 минут в день

15-16 лет                                      30 минут в день

Каждое новое поколение ПК является более усовершенствованным по сравнению с предыдущим и повышает степень защиты от электромагнитного излучения, а также негативного влияния экрана монитора на органы зрения.

Нормы времени, которое можно сидеть за ПК образца конца 90-х годов 20-го века, следующие:

5 лет                                            15-20 минут в день

6 лет                                            25-30 минут в день

7-9 лет                                                      1 час в день

Современные технологии: благо или зло?

10-12 лет                               1 час 20 минут в день

13-14 лет                               1 час 40 минут в день

15-16 лет                                                2 часа в день

Прощай, телевизор!

Следует учитывать, что, помимо вышеуказанных норм для ПК, отдельно выделяли рекомендуемые нормы времени для просмотра телевизора:

3-7 лет                                        до 30 минут в день

8-10 лет                                      30-50 минут в день

11-18 лет                                           1-3 часа в день

Современные компьютеры постепенно вытесняют в быту телевизоры, взяв на себя функции последних. Сейчас ПК для ребёнка — это и интернет (где больше всего детей интересуют онлайн-игры), и обучающие программы, и просмотр мультфильмов, кинофильмов, видеороликов. Поэтому то время, которое раньше ребёнок проводил перед экраном телевизора, сегодня он сидит перед монитором ПК (ноутбука).

Таким образом, учитывая тенденции эры глобальной компьютеризации, актуальные для второго десятилетия 21-го века, нормы времени, которое можно сидеть за компьютером детям, следующие:

5 лет                                                        1 час в день

6 лет                                      1 час 15 минут в день

7-9 лет                                                 1,5 часа в день

10-12 лет                                               2 часа в день

13-14 лет                                             2,5 часа в день

15-16 лет                                                3 часа в день

Нельзя не учитывать тот факт, что многие исследования, доказывающие безвредность длительного пребывания за ПК и прочими высокотехнологичными устройствами, спонсируются их производителями. Можно ли считать полученные результаты объективными? Думается, что нет. Очевидно, что делать обоснованные выводы можно лишь на основании продолжительных по длительности независимых экспериментов. Такие исследования должны финансироваться на государственном уровне, однако на сегодняшний день средства на это не выделяются или выделяются в недостаточном объёме.

Читайте также:  Ларингит у детей: симптомы и лечение

Дети и компьютер: от увлечения до зависимости

Компьютерная зависимость среди детей и подростов проявляется все чаще. Тематические форумы пестрят сообщениями типа: «Ребенок зависим от компьютера, что делать?», «Моей дочке только 3 года, а у нее уже не здоровый интерес к играм на телефоне», «Сын тайком играет всю ночь!» и т.д. Первое желание родителей в таких ситуациях – запретить ребенку играть и не подпускать к компьютеру лет до 18. Однако настойчивый интерес маленького ребенка к яркой и необычной взрослой игрушке – это еще не зависимость, но вполне может перерасти в нее при определенных условиях.

Увлечение компьютером и играми переходит в зависимость если:

  • Ребенок прячется в виртуальном мире от проблем в мире реальном. Сюда относятся и ссоры родителей, и неприятности в школе или проблемы в общении со сверстниками.
  • У ребенка нет никаких увлечений и интересов во внешнем мире. Он не посещает кружки или спортивные секции, не интересуется творчеством, а круг его друзей ограничен приятелями по онлайн-игре.
  • Родители сами проводят все свободное время за монитором. В этом случае ребенок просто копирует поведение взрослых, подсознательно стремясь во всем походить на них.

Как водится, предупредить развитие зависимости намного проще, чем бороться с последствиями:

  • Составьте план совместных дел и занятий, только пусть это будет не работа по дому, а походы в лес или на рыбалку, посещение музеев и выставок, походы в кино или развлекательные центры. Главное – ориентируетесь на интересы ребенка, а не на свои собственные.
  • Постарайтесь привить ребенку хобби. Это может быть что угодно – от вышивания крестиком до макрофотографии. Предложите разные варианты.
  • Ограничьте общение ребенка с компьютером 1-2 часами в день. Установите родительский контроль, следите за тем, в какие игры он играет и какие сайты посещает в сети.
  • Если возраст ребенка позволяет возложить на него ответственность за живое существо – заведите домашнего любимца. Идеальный выбор для школьников собака-компаньон: самому ему может быть просто лень выйти на улицу, а собаку нужно выгуливать минимум дважды в день!
  • И самое главное – подайте пример! Если папа все свободное время играет в войнушки, а мама просиживает в социальных сетях (или наоборот), требовать от ребенка выключить компьютер и заняться чем-то другим, по меньшей мере, глупо. Больше общайтесь с ребенком, старайтесь понять его чувства и проблемы.

Заблуждения родителей

Многие родители выбирают и покупают компьютерные игры или мультики только по внешнему виду картинки на диске. А еще хуже, когда родители полагают, что их ребенок достаточно взрослый и может выбирать игры самостоятельно.

Всегда стоит ознакомиться с игрой или мультфильмом сначала взрослым, а только потом предлагать или разрешать смотреть это детям.

Совместный просмотр фильмов или мультиков с ребенком приветствуется. Это позволяет вам комментировать двоякие, спорные ситуации или диалоги в момент просмотра (вовремя осудить зависть, хвастовство, сарказм в словах детям часто не понятен).

Также детям важно просто проводить время с родителями, занимаясь одним делом. Это придает им чувство защищенности и уверенности.

Еще одно заблуждение родителей: кликанье по кнопкам клавиатуры развивает мелкую моторику рук ребенка. Категорически не так! Однотипные движения рук в работе с мышкой и клавиатурой никак не могут поспособствовать развитию моторики рук.

В связи с этим нельзя заменять настольные игры (паззлы, мозаику, кубики) на электронные их версии. Только скрупулезные движения пальцев рук (пинцетный захват), ощупывание предметов разной текстуры и фактуры развивает мелкую моторику.

Полезно: Как помочь развитию малышей с помощью современных методик

Компьютер и здоровье ребенка

к оглавлению ↑

Как появляется компьютерная зависимость

Однажды встревоженные родители обнаруживают, что понятия ребенок и компьютер в их семье стали нераздельными. Ребенок с головой ушёл в компьютер. Что он там делает? Общается с друзьями, играет в игры, конструирует сайты, смотрит мультфильмы, создаёт видеоклипы… Да мало ли интересных занятий в компьютере, который подключен к Всемирной Паутине! Только вот педагоги утверждают, что у детей падает уровень текстового мышления – дети попросту не могут адекватно пересказывать прочитанный или услышанный текст. Ругают компьютер и врачи. Оказывается, именно он повинен в том, что у детей портится осанка, снижается острота зрения.

Привлек внимание исследователей и ещё один любопытный факт. В ходе соцопроса детям задавали разные вопросы, и только один из них был связан с компьютером. В ответах детей слово «компьютер» фигурировало намного чаще – встречалось оно в половине полученных ответов. Так, на вопрос о том, чему ребенка научили родители, дети часто отвечали: ходить, говорить, пользоваться компьютером. На вопрос о том, должны ли родители наказывать детей, они отвечал, что телесных наказаний быть не должно, но можно лишить ребенка на какое-то время того, что ему нравится: денег, компьютера, телевизора. И наконец, на вопрос о компьютерных правах детей, которые они желали бы ввести, дети отвечали, что им хотелось бы проводить перед монитором не менее 2 часов в день, и чтобы родители не контролировали ребенка, когда он занимается компьютером.

Читайте также:  Возрастные кризисы от 0 до 18: причины, помогаем детям пережить стресс

к оглавлению ↑

Влияние на психическое здоровье ребенка

Есть специальные компьютерные игры, которые предназначены для самых маленьких. Дошколята могут раскрашивать картинки, заниматься с обучающими программами (математика, иностранные языки). Есть даже программы для детей до года, например «Вундеркинд с пеленок», основанная на методике Глена Домана. Развивающие игры не вредны малышам, но они зачастую имитируют то, что можно сделать на бумаге. Как вы думаете, что лучше развивает мелкую моторику вашего малыша – пользование компьютерной мышью или рисование карандашом? Конечно, карандаш.

Ребенок 7-8 лет сознательно просит родителей приобрести для него компьютер. Психологи отмечают, что в этом возрасте работа с компьютером развивает у детей логическое и абстрактное мышление, помогает в получении некоторых навыков, необходимых для дальнейшей жизни (например, принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной работы на другую). Но родителям следует контролировать компьютерные занятия ребенка и следить за тем, чтобы грязная и нехорошая информация из Интернета не оказала на сына или дочь негативного влияния.

к оглавлению ↑

Физическое здоровье ребенка и компьютер

Самый большой вред компьютера не во вредном излучении (слава Богу, современные модели подобной опасности не представляют), а в том, в чем и его преимущество – в увлекательности процесса. Вред для физического здоровья ребенка компьютер представляет тогда, когда ребенок (это, кстати, касается не только детей, но и многих взрослых) не соблюдает элементарные правила работы за компьютером. Если сидеть за столом правильно, делать перерывы в работе (каждые 30-40 минут), не отказываться от других привычных занятий в пользу компьютерных игр, то ребенок не получит искривление позвоночника, не испортит зрение, не впадет в психологическую зависимость.

к оглавлению ↑

Сколько времени можно проводить за компьютером?

Для предотвращения негативного влияния компьютера на здоровье ребенка, родителям следует строго ограничить время, которое ребенок может проводить за компьютером. Так, малышам до 6 лет можно заниматься не более 20 минут в день, и то желательно с 1-2 перерывами. Школьникам (7-8 лет) можно увеличить время до 30-40 минут в день, а ребятам с 9-11 лет можно проводить за компьютером не более полутора часа в день (естественно, с перерывами).

к оглавлению ↑

Компьютер за хорошее поведение

Бывает так, что родители поощряют ребенка за хорошее поведение или за сделанное дело, компьютером. Такой способ имеет место быть, но не всегда. В награду можно давать не только компьютерные игры, можно позволить ребенку самому выбрать, чем он хочет заняться в свободное время. И будет лучше если доказать ребенку, что компьютер — это не единственное развлечение, можно прогуляться с друзьями, поиграть с настоящими игрушками и многое другое. К сожалению, научить ребенка без своего собственного примера не получится. Если кто-то из домочадцев часто сидит за компьютером, то ребенок, скорее всего, предпочтет его всему остальному.

Как извлечь пользу из увлечения компьютером

При грамотном подходе из общения ребенка с компьютером можно извлечь немало пользы для умственного развития. Несколько исследований, проведенных в разных странах в 1990 годах, выявили положительные стороны освоения ПК в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество развивающих мультфильмов и программ, где мир представляется в ярких красках (например, оживают буквы, цифры, геометрические фигуры), но при этом не искажается.

Если правильно подобрать обучающие программы, то ребенок будет получать удовольствие от новых знаний, а это, в свою очередь, простимулирует интерес к образованию в дальнейшем. Проще говоря, ему понравится быть умным.