Роль родителей в формировании личности ребёнка

С рождением ребенка жизнь пары меняется. И часто происходит так, что родители подстраивают свою жизнь под нового члена семьи и ставят желания ребенка превыше всего. Но правильно ли так делать? Узнали у психолога Галины Швец.
 

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Семья и ее роль

Роль семьи в становлении личности человека первостепенна и неоспорима. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познавая с помощью всех органов чувств окружающий мир, наполняет свой разум образами близких людей, предметов, явлений природы и связанных с ними переживаний. В семье ребенок получает удовлетворение базовых потребностей /7/, усваивает ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. В идеале и первый духовный опыт ребенок получает в семье: в форме религии или отношения к природе.

Ребенок – это творение родителей. Важно, чтобы родители осознавали это и воспринимали воспитание как творческий процесс. Семья – это вселенная для ребенка, а родители – как два солнца в ней. Каждый младенец и маленький ребёнок должны почувствовать себя центром вселенной, по крайней мере, на какое-то время (Heinz Kohut). Хайнц Кохут фокусировал внимание на «отражении», при котором младенец смотрит на мать и видит своё «я» отражённым в её радостном взгляде. Так ребёнок чувствует свою самоценность. Второй нормальный процесс – «идеализация», которая начинается с узнавания ребёнком своего родителя или другого любимого человека. Ребёнок нуждается в идеализированном образе родителя, который соответствовал бы эталону родителя, заложенному в генетической памяти. Позитивные образы отца и матери во внутреннем мире ребёнка – основа психики и залог здоровья. «Да, личности отца и матери формируют первый и, очевидно, единственный мир человека, пока он маленький ребенок», – пишет /1/

Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни, оказывая влияние на психическую стабильность и телесное здоровье. Родительские образы включают, с одной стороны, лично приобретённый образ собственных родителей, а с другой – родительский архетип. Эти архетипы – первообразы Отца и Матери – обобщенные образы всех матерей и отцов прошлого, которые заложены в бессознательном ребёнка. «Эти самые обычные и вечно повторяющиеся реальности создают мощные архетипы, постоянную деятельность которых можно по-прежнему непосредственно распознать повсюду даже в наше полное рационализма время»./2/ Родительские архетипы (первообразы) включают позитивный и негативный аспекты.

Углубленные размышления К.Г. Юнга о роли родительских образов /1/ приводят к выводу, что проекции первообразов Отца и Матери (архетипов) играют важную роль в становлении и стабилизации психики человека.

Основы изучения семьи

Определение 1

Специфика изучения семьи специалистами от педагогики определяется особенным взглядом на эту социальную ячейку. Прежде всего семья интересует педагогов как субъект воспитательной работы, так как здесь происходит формирование личности человека. Воспитательный потенциал семьи может быть с успехом использован в образовательных потребностях.

Учебно-воспитательный процесс идет гораздо успешнее в том случае, если школа активно взаимодействует с семьей.

Педагоги собирают сведения о семье в целях:

  • выработки индивидуальной стратегии взаимодействия учителя с родителями;
  • понимания первопричин поведения школьника, в том числе и девиантного;
  • познакомиться ближе с представителями одной семьи, их миовоззрением, обычаями и традициями;
  • оценить стиль взаимоотношений детей с родителями и узнать ценностные ориентиры представителей семьи.

Все это помогает педагогу или воспитателю сделать общение с подопечными более доверительным.

В школьном и дошкольном учреждениях в обязательном порядке должна быть следующая информация о членах семьи ребенка:

  • общие сведения о родителях или опекунах;
  • материальный достаток;
  • жилищные условия;
  • уровень образования членов семьи и педагогической культуры в целом;
  • ожидания родителей по отношению к школе;
  • значимость семьи для ребенка, авторитет родителей;
  • влияние воспитания на ребенка, степень значимости воспитательного влияния родителей для общей успеваемости и взаимодействия ребенка в детском коллективе;
  • воспитательные возможности семьи.
Читайте также:  Как подготовить ребенка к операции: что нужно знать родителям

От того, удастся ли педагогу наладить доверительное общение с родителями, зависит многое. Для того, чтобы облегчить задачу учителю или воспитателю, мы рекомендуем:

  • относиться к мамам и папам своих подопечных с глубоким и искренним уважением;
  • не стоит строить общение с родителями в ущерб ребенку, семья будет защищать своего члена, что в дальнейшем может обернуться непониманием и конфликтами;
  • изучение материальных и жилищных условий семьи необходимо проводить максимально тактично;
  • изучение традиций и взглядов семьи необходимо делать объективно и беспристрастно;
  • выявив воспитательные противоречия, необходимо планомерно проводить разъяснительную и просветительскую работу.

Цели педагогов и родителей схожи. Каждый хочет видеть своего ребенка или подопечного воспитанным и одаренным. Каждый желает своим детям успешного будущего, что во многом определяется качеством образования. На этой почве наладить сотрудничество с родителями не представляет труда.

Активное взаимодействие семьи и учебного заведения позволяют создать благоприятную среду для воспитания и развития ребенка. Усилия учителя и родителей облегчают социализацию детей, способствуют развитию нравственных и умственных качеств учащихся, оказывают значительное влияние на физическое здоровье и эстетическое восприятие мира.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание

Советы родителям

  1. Рекомендуется заниматься с детьми с раннего детства.
  2. Следует уделять от 10 минут на упражнения ежедневно.
  3. Немаловажным фактором является свежий воздух. Дети должны выходить на улицу каждый день независимо от погоды.
  4. Составляя занятия, необходимо принимать во внимание возраст и особенности организма ребенка. Малыш может опережать или отставать в двигательном развитии.
  5. Специалисты рекомендуют подбирать упражнения с правильным эмоциональным зарядом. Это положительно влияет на этическое, эстетическое и эмоциональное воспитание.

Проблемы отцов и детей

Бывают случаи, когда отношения детей и родителей в семье разладились по определенным причинам:

  • отсутствие взаимопонимания;
  • плохая успеваемость;
  • матери не нравятся детские друзья;
  • ссоры и скандалы в семье между супругами;
  • уход отца из семьи;
  • новое замужество матери или женитьба отца.

Причин может быть много, но результат всегда один: дети протестуют из-за того, что привычный уклад жизни и их понятия о ней разрушаются. Можно с детства внушать ребенку, что семья – это самое главное и ценное. Но как потом объяснить развод, случившийся через 10 лет брака? Сложившиеся стереотипы ломаются, детская психика этого просто не выдерживает, и ребенок начинает искать поддержку в других местах. Именно в эти моменты подростки могут попасть в плохую компанию, связаться с криминалом, начать курить, пить, употреблять наркотики. Конечно, это не значит, что нужно отдать себя полностью детям, потакать им во всем. Отношения в семье должны основываться на доверии. А родителям нужно быть хитрее. К примеру, не нужно запрещать сыну с мальчиком, который на него плохо влияет. Но можно создать искусственно условия, при которых они будут видеться реже, и их общение сойдет на нет.

Кроме этого, с детьми нужно всегда разговаривать: серьезно, по-взрослому, без эмоций. Рассказывать о последствиях того, если они плохо учатся, курят или балуются алкоголем.

Воспитание ребенка: самые популярные методы

Методик, которые рассказывают, как воспитывать детей правильно, множество. Заострить внимание хочется на нескольких популярных и действенных вариантах.

Метод игры

Игра – одна из основных форм обучения, потому что в ней стабильно воспроизводятся разные модели поведения или хотя бы их элементы. С маленькими детьми нужно постоянно играть в сюжетно-ролевые игры. Некоторые психологи даже используют игровую терапию, что помогает разобраться в запутанных мыслях и чувствах малышей.

Воспитание маленьких детей предполагает регулярное переключение между такими видами игр:

  • Исследовательская. По сути – это любые развивающие игры, которые помогают малышу узнавать новую информацию.
  • Креативная. Это усложненная форма исследовательской игры. Она направлена не просто на изучение нового, а на познание и проявление нового в себе.
  • Миметическая. Структурированная, символическая игра, которая повторяется с определенной периодичностью. Цель игр этого вида – развить определенные навыки, достичь мастерства в чем-либо.
  • Катартическая. Относится к группе терапевтических игр. Форма проявления может быть любой. Цель – снизить возбуждение и восстановить спокойное эмоциональное состояние.
  • Развлекающая. Самый распространенный тип, направленный на то, чтобы справиться со скукой. При правильном подходе ребенок должен взаимодействовать с окружающей средой, чтобы игра не проходила бесцельно.

Метод вовлечения

Вовлечение предполагает оказание эмоционального влияния. При этом у человека, а в нашем случае у ребенка, восприятие происходящего меняется незаметно для него самого.

В начале статьи мы уже говорили, что психология ребенка и воспитание детей – вещь крайне тонкая. Не нужно упорствовать. Если не получается объяснить малышу какие-то нормы поведения, внедряйте их в жизнь постепенно. Например, дети часто отказываются есть. Не настаивайте. Вовлекайте ребенка в готовку и сервировку стола, чтобы ему было интересно попробовать приготовленное «собственноручно».

Читайте также:  Рекомендации для восстановления лактации

Метод переключения внимания

Проблема, с которой сталкиваются многие родители ребят дошкольного или младшего школьного возраста – рассеянное внимание. Чтобы понять, как воспитывать ребенка в 5 лет, нужно научиться методике отвлечения или переключения внимания. Когда малыша что-то неожиданно отвлекает, позвольте ему сосредоточиться на новом предмете. При этом аккуратно выясните, почему новое заинтересовало его, и он бросил старое. Это подходящий момент, чтобы услышать то, что беспокоит ребенка на бессознательном уровне.

Метод объяснения

Разговор – лучший путь для решения 99% проблем. Говорите с ребенком на равных, но при этом подбирайте понятные слова или внятно объясняйте смысл непонятных. Психология воспитания детей обязательно предполагает двусторонний разговор, то есть диалог. Высказывайте свое мнение по поводу определенных вещей и слушайте взгляды ребенка. Помните, что объяснение должно быть объективным. Не навязывайте свое восприятие ситуации, говорите как есть и позволяйте малышу делать выводы о сказанном.

Метод естественных образцов

Тут все просто: окружение – это пример. Дети видят модели общения между взрослыми, копируют и проецируют их в своей жизни. От того, как вы общаетесь с супругой или супругом, друзьями и коллегами, зависит будущее поведение малыша. Советы психолога родителям по воспитанию детей всегда сводятся к тому, что они сами должны обладать привычками, которые хотят развить у малышей. Банально: если вы всю жизнь курите, крайне сложно будет донести ребенку, что никотин негативно влияет на здоровье.

Применяйте попеременно каждую из методик. Ориентируйтесь на состояние, настроение и поведение ребенка, выбирая метод воспитания. Экспериментируйте и комбинируйте самые интересные для вас модели.

Не возвышайте младшего ребенка над старшим

В воспитании нескольких детей психолог также советует придерживаться принципов иерархии. Тогда у детей не возникнет ревности друг к другу. А все потому, что родители не будут ставить младшего ребенка выше себя и старших детей:

— Не должно быть никаких привилегий у ребенка просто потому, что он маленький. Забудьте фразу: «Он же младше — уступи». В противном случае ревность неминуема, ведь раньше все внимание доставалось старшему ребенку, а тут вдруг появился малыш, который теперь стал центром Вселенной. У нас, например, старший сын очень любит младшего и гордится тем, что он взрослее: «Мне уже можно смотреть мультики и есть сладости, а Ярославу — нельзя, он маленький и может командовать только игрушками». Но такое возможно только тогда, когда в семье старший ребенок — важнее младшего, а не наоборот, как часто бывает в белорусских семьях.

Психолог подчеркивает, что с возрастом детей нужно не только наделять новыми правами, но и вводить им новые обязанности, например, домашние дела по дому.

— Права и обязанности должны расширяться с возрастом пропорционально. Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать того, на что они еще неспособны. Но общее правило такое: чем старше ребенок, тем больше у него не только прав, но и обязанностей. Если ребенку в 6 лет разрешили играть в компьютерные игры, то наравне с играми у него появилась обязанность ходить в школу, вовремя выполнять домашние задания, заботиться о домашних питомцах, помогать маме с уборкой.

Не возвышайте младшего ребенка над старшим

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться

Теги: Все о детях, Все о психологии

Советы по адаптации ребенка в приемной семье

Утешение и поддержка

Почти все дети, покидающие сиротские учреждения, испытывают чувство грусти. Они могут переживать и об утрате своей кровной семьи, и о расставании с друзьями из ставшего привычным сиротского учреждения, и просто о сложности адаптации в новом месте. Родителям нужно дать возможность выплакать, выразить свои чувства, и при этом быть рядом, постараться успокоить ребенка и показать свою поддержку, заботу и внимание.

Распорядок дня и новые правила

Ребенку сложно адаптироваться, поэтому нужно максимально понятно, подробно, спокойно рассказывать о новых правилах, о распорядке дня. О том, что будет в каждый день недели. Эта определенность поможет ребенку почувствовать себя более уверенно и спокойно.

Взрослым нужно помогать ребенку и поддерживать его. Помогать собирать вещи в школу, планировать график.

Забота о физическом здоровье, одежде и личных вещах

Желательно учесть предпочтения ребенка в еде, узнать, что ему нравится. Помочь ему уснуть вечером, побыть с ним рядом. Может быть, он не привык спать в комнате один – тогда можно временно включать ночник, открывать дверь или спать с ним в комнате. Такая простая забота может значительно облегчить адаптацию ребенка.

Читайте также:  Почему не проходит ангина. Частые ошибки в лечении

Ожидание ответной любви приемного ребенка

Родители могут проявлять инициативу в своей ласке, заботе, выражении любви и тепла, но не ждать ответной реакции от ребенка. Это вполне нормально, что она появится не сразу. Проявление своих чувств нужно тоже отслеживать – например, если ребенку неприятны объятия, можно просто сначала брать его за руку.

Воспоминания ребенка

Ребенок может тосковать по своему прошлому. Если он не помнит его – он может придумывать вымышленные факты. Ребенку важно иметь представление о своем прошлом, а у некоторых детей из детского дома абсолютно нет никакой информации, кроме имени родителя и места жительства. Возникает как будто пробел, пустое место. И это плохо сказывает на формировании психики ребенка.

Именно для этого приемная семья может создавать коллажи, картинки и даже вымышленные фотоальбомы, где будет собрано все, что так или иначе касалось жизни ребенка. Фотографии его города, картинки, как могли выглядеть его родители. И в этой истории его жизни будет и момент появления его в новой семье и фотографии его взросления. Таким образом, можно рассказать ребенку, что есть кровные родители, у которых он родился, и есть семья, в которой он будет расти как родной ребенок.

Конечно, тема усыновления и адаптации ребенка в семье очень обширна, и мы рассмотрели только некоторые вопросы. Главное, что будущие приемные родители должны готовиться к усыновлению заранее, читать литературу, посещать специальные занятия. Это поможет пройти период адаптации как можно более легко и быстро и создать в семье атмосферу тепла и доверия.

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Убеждение

Многие психологи классифицируют убеждение (внушение), как отдельную форму воспитания детей. Такая классификация выглядит не совсем корректно, ибо большинство перечисляемых в системах воспитания методов включает в себя осуществление убеждения.

Смотрите еще…

✅ Сказочные эксперименты за 3 минуты, которые заставят деток полюбить науку

✅ 3 простые игры для самых маленьких на свежем воздухе

✅ Делаем сами: съедобная краска для детских игр

✅ Психология воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

Убеждение

Убеждение является психологическим инструментом, оказывающим интеллектуальное и эмоциональное воздействие на разум, чувства, волю и эмоции подопечного. Убеждение использует логику, доказательства и харизму убеждающего, противопоставляемые доверию и гибкости убеждаемого.

Про внушение можно сказать то же самое, однако внушение воздействует на подсознание подопечного, в отличие от логического убеждения, на интуитивном уровне. Результат применения внушения зависит от авторитета, эмпатических способностей воспитателя и восприимчивости воспитанников.

Любое психологическо-педагогическое воздействие имеет в основе метод убеждения и внушения. Простыми словами, воспитывая детей, мы так или иначе стараемся навязать им правильную, по нашему мнению, точку зрения.

Практикуя словесное убеждение, необходимо наращивать навыки логического обоснования, приведения корректных примеров и элементарного налаживания доверия между вами и ребёнком — это ключевые факторы успешного воздействия любых методов воспитания.

Чаще всего родители применяют эти методы в чистом виде: говорят ребёнку, какой он умница, внушают ему, что он со всем справится. Этот инструмент хорошо работает, но только в том случае, если ребёнок действительно умница. Не следует создавать у него ложное впечатление своей неотразимости, если вы на самом деле понимаете, что он поступил неправильно.

Не стоит игнорировать его промахи, но, указывая на них, действуйте по принципу еврейских мам. Они не говорят детям: «Ты плохо поступил», они говорят: «Как такой хороший ребёнок мог так плохо поступить?». И на практике это действует гораздо эффективнее, вызывая у ребёнка осознание проступка, чувство стыда и стремление не делать глупостей.