Ребенок и его первые соревнования: как поддержать

Отсутствие речи у детей может встречаться в рамках разных медицинских и педагогических диагнозов: алалия, РАС, мутизм, ЗПРР, ЗРР, ОНР и другие.

Мы не даем детям рисковать

Мы живем в современном мире, полном опасностей на каждом шагу. Лозунг «Безопасность превыше всего» усиливает наш страх потерять детей, поэтому мы окружаем их всеобщей заботой. Европейские психологи обнаружили: если дети не играют на улице, если им ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни они часто страдают фобиями.

Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально. Подросткам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения.

Исключая риск из жизни детей, взрослые порождают у них высокомерие, заносчивость и низкую самооценку в будущем.

Бабушкина «сорока»

Михаил Маркович, «АиФ-Красноярск»: Елена Олеговна, в своё время знакомый педагог по развитию буквально заставляла меня как можно раньше купить дочери массажный мяч. Я, конечно, совету последовал, но искренне не понимал: зачем?

Елена Толстихина: Чем быстрее ребёнок начнёт хватать предметы, тем скорее запустится механизм развития мозга. Потому что тактильные ощущения лежат в основе человеческого развития. Мозговая активность ребёнка зависит от мелкой моторики. Её развитие в свою очередь запустит у младенца речь. Здесь всё находится в прямой зависимости. Старт одного гарантирует ускорение следующего процесса.

— Неужели простой мяч влечёт за собой столько последствий?

Бабушкина «сорока»

— Простой он для взрослого человека. Для младенца это неизвестный пока предмет: холодный, мягкий, острый, шершавый, колючий — разный. Все эти свойства ребёнку необходимо узнать. Не забывайте, что на ладонях и пальцах человека находится множество массажных точек. Чем больше мы воздействуем на них, тем больше ощущений получаем, следовательно, развиваем мозг. Раньше специальным маркером служило то, как ребёнок складывает кулачок. И если большой палец малыш прятал в кулак, это считалось признаком задержки психического развития. И всеми способами взрослые старались этот палец вытащить наружу. Досье Елена Толстихина. Родилась в 1975 году в г. Олёкминск (Якутия). Окончила КГПУ по специальностям «историк-краевед» и «педагог-психолог». Отмечена почётными грамотами за вклад в развитие системы дошкольного образования г. Красноярска.

— И как же заставить ребёнка вынуть палец из кулака?

— С помощью старых, добрых и, главное, проверенных потешек. Помните из детства? «Сорока, сорока, кашу варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, а этому не дала». И в это время мы малышу пальчики сгибаем-разгибаем, по ладошке водим, массируем, разминаем каждый, делая упор на большой палец, которому достаётся больше всех. Треплем его, трём, «наказываем» за то, что не помогал сороке. Вот один из путей к развитию головного мозга, а не присказки бабушки-старушки. Большой палец прямо отвечает за речевое развитие ребёнка. А вы знаете, как раньше определяли, выйдет ли из девочки рукодельница? Если её большой палец легко гнётся назад, то из девочки получится мастерица. Если же палец остаётся твёрдым и прямым, то и ремёсла, связанные с мелкой работой, будут ей недоступны. Это сейчас мы понимаем, что речь идёт о развитии мелкой моторики.

Вопрос 1: Может ли ребенок стать невнимательным из-за смартфона?

Телефоны стали неотъемлемым элементом жизни, поэтому большинство людей считает, что девайсы исключительно полезны. Однако некоторые исследования доказывают, что мобильные телефоны могут негативно влиять на способность детей воспринимать и обрабатывать информацию.

Особенность мозга такова, что лучше всего мы помним недавние события. Последний разговор или прочитанная книга помещаются в кратковременную память и сохраняются там, пока новые события их не вытеснят.

Если подросток каждые несколько минут достает телефон и набирает сообщения, заходит в социальную сеть и листает фотографии, то именно эти действия и заполняют его краткосрочную память. Это значит, что подросток, скорее всего, забудет, о чем вы его попросили, сразу же, как только возьмет в руки телефон, потому что буквально за несколько минут его память заполнится десятками новых событий.

Читайте также:  Как отучить ребенка от плохих слов: 4 реальных истории

В смартфонах есть множество опций, которые могут помочь при выполнении, например, домашнего задания. Но обычно в этот момент лучше не пользоваться смартфоном. Дети слишком часто отвлекаются на функции, которые никак не связаны с выполнением уроков, и перестают сосредотачиваться.

Что делать?

Будьте внимательны и следите за тем, чтобы телефон был в стороне от ребенка во время занятий.

Помните: когда дети увлечены телефоном, они отгораживаются от окружающего мира и всего, что в нем происходит, и не в состоянии воспринимать и запоминать ваши просьбы. Так же как исходящие извне сигналы и реплики, напоминающие о том, что они должны сделать.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:

  1. Кризисный период. Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов. Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей. По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность. В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
  5. Разногласия в вопросах воспитания. Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
  6. Неуважение детской личности. Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье. Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Родители на трибунах

Любому взрослому спортсмену чрезвычайно важны поддержка и забота близких. Например, многие теннисисты путешествуют по миру со своими мамами или папами, которые, по сути, исполняют всего одну роль: роль близкого человека, находящегося рядом. Того, с кем всегда можно поговорить, поделиться своими переживаниями и сбросить тяжелейший груз эмоций. Что уж говорить о детях!

Ребенок не должен выступать на соревнованиях в одиночку, без поддержки со стороны родных. Вы обязаны присутствовать на соревнованиях. Тренер и друзья по спортивной секции, сколько бы их ни было, никогда не заменят родителя, сидящего на трибуне. Ребенку крайне важно ваше отношение к его выступлению, ваша оценка, ваша реакция.

Знаете, что чаще всего кричат дети своим родителям на трибуне? «Мама, папа, смотрите!». Знаете, из-за чего большинство детей дома, после соревнований, устраивают самые настоящие истерики? «Мама, папа, вы на меня не смотрели!». И ребенок прав.

Во время соревнований он множество раз бросит взгляд на вас, родных ему людей, и все эти разы вы должны встречаться с ним глазами, улыбаться, махать ему. Ваша поддержка должна быть абсолютной и полной, но не навязчивой. Взгляда, легкого движения головой достаточно, чтобы выразить издалека свою поддержку. Если же вы будете кричать, неистово болеть за ребенка, и не дай бог что-либо громко советовать — все это может лишь навредить, сбить ребенка с темпа соревнований, расстроить и смутить его. Исключение — если ваш ребенок сам не просит вас «громко» за него болеть.

Читайте также:  5 мобильных приложений для изучения алфавита. Учимся читать

Правильное поведение

  1. Не вмешивайтесь в соревновательный процесс. То, что и как нужно делать, должны решать двое: тренер и ваш ребенок. Ваши советы, даже если вы являетесь заслуженным мастером спорта, лишь навредят. Помните, что в детском возрасте нет ошибок — есть лишь получение опыта. Ваш ребенок сейчас должен в первую очередь получать опыт, а не приносить домой медали и награды.
  2. Если вам кажется, что ваш ребенок «слабохарактерный», «трусливый», «уступчивый», попытайтесь вспомнить себя в его возрасте. Постарайтесь отодвинуть все те защитные механизмы собственной психики, которые создавались вами в течение многих лет, и вспомнить про себя правду. Ту правду, которая оказалась давно нарочно забыта. Может, и вы когда-либо проявляли слабость? Может, и вы когда-то ошибались? Может, и вы когда-то трусили? Если да, позвольте делать это и ребенку. Это тот необходимый опыт, который некогда получили и вы.
  3. Ни в коем случае не ругайтесь в случае поражения. Если в первый раз это просто принесет дополнительные негативные эмоции ребенку (что не так уж страшно, конечно, но…), то на следующих соревнованиях ребенок будет попросту бояться проиграть из-за того, как вы реагируете на его выступления. А вот это уже страшно.
  4. Одно из главных правил — вы должны одобрять не факт победы, а стремление к ней. Иными словами, вы должны ставить характер, эмоции, человеческие качества, выше внешних категорий — медалей, кубков, грамот, побед. «Ты молодец, что победил. Но главное — как ты стремился к этой победе! С каким рвением хотел победить! Я горжусь тобой!».
  5. Особенно важно отмечать волю к победе в любом случае: и когда ребенок победил, и когда он проиграл. Собственно, победил или проиграл ваш ребенок — абсолютно неважно. Важно, проявлял ли он свой характер, хотел ли победить. Это должны понимать и вы, и он.

Игры на формирование коллектива родителей

Такие игры развивают доверие, способствуют сплочению коллектива.

Мы вместе!

Родители и дети встают друг за дружкой, держась за талию впереди стоящего участника упражнения. В таком состоянии они выполняют несколько заданий.

  • Пройтись «змейкой».
  • Обойти большой круглый пруд.
  • Пройти через дремучий лес.
  • Убежать от диких зверей.
  • Перебраться через болото.
  • Вернуться на исходное место.

В течение всего упражнения нельзя опускать руки, отцепляясь от товарищей.

Гусеница

Играется как предыдущая игра, только задания можно предложить другие. Вся команда — это гусеница, поэтому все вместе показывают, как она спит, встаёт, умывается, потягивается, делает зарядку, ест, ползёт и т.п.

Главное правило — гусеница должна не потерять своих участников.

Ленточки

Воспитатель раздаёт родителям атласные узкие ленты длиной 40-50 см. Играющие связывают свои части лент в одну длинную, находя что-либо общее, что их объединяет. Например, профессия, увлечения, интересы, имена, любимые занятия и пр. затем все по очереди поясняют, что именно позволило им объединиться с остальными игроками.

Выстраивание отношений с самыми разными людьми, в том числе и не самыми симпатичными, — это умение, которое серьезно поможет ребенку в жизни. Однако многие родители считают, что это совсем необязательно. Часто можно слышать, что мой ребенок «неконтактный, замкнутый, стеснительный, интровертный», но он такой замечательный, приспособьтесь к нему как-нибудь сами…

Возможно, воспитатель в детском саду и учитель начальных классов прислушаются к вашим пожеланиям, но чем дальше, тем больше ваш чудесный, умный и тонко чувствующий ребенок будет сдвигаться на обочину коллективной жизни. Возможно, это именно то, что ему нужно. Но будет гораздо лучше, если это будет его добровольный, а не вынужденный выбор.

Иными словами: не захочет общаться – не надо, но уметь это делать нужно обязательно.

А как же природные склонности? Что ж, не все мы рождены, чтобы петь в опере или бегать на чемпионатах мира. Но регулярные тренировки позволят людям даже с самыми скромными способностями напевать популярные песенки без фальши и участвовать в любительских соревнованиях.

Читайте также:  Аптечка первой помощи. Что в ней должно быть?

Что делать родителям? Предоставить ребенку полигон для общения! Не ограничивайтесь привычным кругом знакомств, периодически заглядывайте, к примеру, на детскую площадку в соседнем дворе. Не вмешивайтесь в детский конфликт сразу, позвольте ребенку попытаться самостоятельно его урегулировать. Чаще просите ребенка о помощи в ситуациях, требующих обращения к «должностным лицам»: пусть (под вашим присмотром) уточнит цену в магазине у продавца или поинтересуется у билетера в кинотеатре, где находится нужный кинозал. Не прячьте его все время за свою спину!

Маленькие помощники: какие домашние дела можно поручить ребенку?

Первые обязанности могут появиться уже в два года

Это сложно принять, но домашние обязанности — не фамильное проклятье, а часть жизни, такая же, как осенний дождь или детские истерики. Впрочем, родители нередко задаются вопросом о том, с какого возраста можно привлекать детей к помощи по хозяйству, и самое главное — что они могут делать.

Не стоит забывать о том, что все дети разные, и их способность справляться с домашними делами во многом зависит от их моторики и темперамента, но никто не мешает вам попробовать, тем более что домашние дела полезны для детей: помогают им почувствовать себя независимыми и учат работать в команде. Авторы портала собрали целый список полезных дел, разделенный по возрастам, а мы перевели его для вас.

2-3 года

via GIPHY

Начиная с двух лет дети уже способны самостоятельно (или с вашей помощью) справляться с некоторыми простыми делами, например, убирать свои игрушки или вытирать небольшие лужи (если ребенок разлил напиток, не стоит ругаться — просто вручите ему тряпку и помогите решить проблему).

Также малыш уже в состоянии убрать собственную обувь (ставить на невысокую полку или складывать в ящик), закидывать грязные вещи в корзину для белья, находить пары носкам после стирки (отличная развивающая игра!) и выносить мусор (убедитесь, что ребенок после этого не станет облизывать руки).

4-5 лет

via GIPHY

В этом возрасте детям можно доверять уже более ответственные дела: разбирать чистую посуду (если не уверены, то лучше начать с приборов), чистить зубы, застилать собственную кровать. Складывание небольших полотенец или салфеток будет полезным не только для порядка в доме, но и для моторных навыков ребенка.

6-7 лет

via GIPHY

Ребенок растет, становится все более ловким и ответственным, а значит, пришло время попробовать делегировать ему новые дела, тем более что большинство из них касаются его самого.

Разрешите ребенку самому собирать вещи в школу или детский сад, научите его готовить простую еду (возможно, еще рановато вручать ребенку нож, но вот сделать простой омлет или смешать ингредиенты для теста он вполне способен — под вашим наблюдением, конечно).

В шесть-семь лет дети уже способны протирать пыль, накрывать на стол и убирать посуду, поливать цветы, кормить домашних животных и помогать вам нести нетяжелые покупки из магазина.

8-10 лет

via GIPHY

Вот, что вы можете предложить своим энергичным девятилеткам: заменить севшие батарейки, поменять лампочки, загружать и разгружать посудомойку, сортировать мусор, пылесосить ковры. Кстати, скорее всего, теперь ваши дети достаточного роста, чтобы мыть зеркала в ванной и коридоре, так что можете передать им и это домашнее дело.

10-12 лет

via GIPHY

Начинающие подростки способны на многое. Например, погулять с собакой или помочь вам с покупками (просто поделите список продуктов пополам и договоритесь, где вы встретитесь — поход за продуктами займет в два раза меньше времени).

Впрочем, теперь вас ограничивает только ваша фантазия: чем старше становится ваш ребенок, тем больше дел ему под силу, главное — выбрать самые полезные и обо всем договориться.

Обратите внимание на то, что в этом списке — не обязательные дела, которые ваш ребенок должен выполнять к определенному возрасту, а те домашние заботы, которые вы можете попробовать разделить с ребенком, когда вы оба будете к этому готовы.

Безопасность первоклассника

В помощь детям, идущим в первый класс!

Чтобы чадо не попало в беду, надо заблаговременно научить его поведению с незнакомыми людьми.

Знакомые – те, кого знают родители и с кем общаются. А также те, к кому можно приходить в гости и даже ночевать. То есть это родственники и ограниченный круг друзей. Остальные – Незнакомые.

Безопасность первоклассника

Поведение с незнакомцами простое. При попытке контакта ребенок должен оценить человека, отойти на безопасное расстояние, извинится при необходимости и уйти или сразу убежать к знакомым и безопасным взрослым.

Безопасные в данном контексте – учителя, консьерж, охрана в магазине, банке.