Психическое развитие годовалого ребенка в вопросах и ответах

Считается, что чтение и видеоигры могут испортить зрение ребенку и развить близорукость. Рассказываем, так ли это на самом деле, как прогулки влияют на глаза и нужно ли есть морковку.

Дипломная работа — Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности

degree

  • формат doc
  • размер 261.5 КБ
  • добавлен 09 января 2010 г.

Содержание. Введение. Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности. Особенности формирования познавательной активности у ребенка — дошкольника. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Выводы по 1 главе. Экспериментальное изучение познавательной активности детей дошкольн…

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

  • Маленький человек умеет говорить, фантазировать, выражать свои чувства. На фоне этого у него просыпается стремление стать «большим», но это пока невозможно. Подражание взрослым, подслушивание, подглядывание за ними – это характерно для пятилетнего малыша. Происходит конфликт внутренних желаний и реальных возможностей. Ребенок разочарован, а потому зол, неуравновешен, агрессивен.
  • Происходит активное биологическое развитие коры головного мозга, что влияет на количество и качество эмоций. Пятилетний малыш учится выражать свои эмоции и контролировать их. И пока этим искусством он не владеет, взрослым нужно быть терпеливее.
  • Ребенок начинает понимать, что существуют гендерные различия между людьми. Он ощущает отличия полов и пытается себя осознать в этом контексте. Это приводит к замкнутости.
  • У пятилетнего ребенка проявляется способность фантазировать и формировать свое личное мнение о мире, жизни и окружающих людях. Начало осознания себя как личности приводит к тому, что ребенок не всегда может найти объяснение своим мыслям и чувствам, а потому вероятны капризы и истерики.
  • Просыпается стремление общаться с детьми, которые окружают малыша пяти лет. Интерес к сверстникам, любознательность и жажда обучения могут только усугубить кризис, потому что не всегда малыш получает то, что хочет.
  • Малыш знакомится с чувством одиночества, поскольку часто ему не с кем поделиться своими чувствами и эмоциями.

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка. Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. В 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.

Исследование стоимостью 300 миллионов долларов продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день. Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить.

Также, согласно отчёту, дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами. К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Психологи из университета Калгари (Канада) объясняют отставание в развитии тем, что увлечённые смартфонами дети пассивны и слабо взаимодействуют с окружающими.

Подобное исследование в России летом 2019 года заказало Министерство просвещения. В течение трёх лет учёные будут изучать, как гаджеты влияют на здоровье школьников. Ранее в 2016 году директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких отмечала, что у 60% детей в 6-7 лет не сформирована речь. К таким выводам академик пришла после исследования, охватившего 60 тысяч первоклассников из разных регионов. Проблемы с речью выражались в скудном словарном запасе, неумении вести диалог и составлять простые рассказы. Скорее всего, с ребёнком в младшем возрасте не занимались родители либо они что-то упустили.

Читайте также:  Рекомендации для восстановления лактации

«Ко мне на консультацию приходила мама трёхлетней девочки. Она запаниковала, потому что обучала ребёнка по айпаду. Мама скачивала полезные игрушки, например, где нужно перемешать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные кружочки и квадратики, та даже в руки их не смогла взять. У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Девочка не могла оценить, как далёко от неё находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У неё всё рушилось, ребёнок плакал, мама не знала, что делать. Ребёнку в три года пришлось выстраивать то, что не было сделано в год», – рассказывает казахстанский психолог, арт-терапевт Елена Смольянинова.

Также от мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Об участившихся проблемах с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста высказываются и британские педиатры. Они описали случай, когда ребёнок к первому классу не научился правильно держать карандаш из-за неразвитости тонких мышц пальцев. Мама шестилетнего мальчика рассказала, что классические игрушки ребёнку заменил iPad. По словам главного педиатра фонда Heart of England Trust Салли Пейн, легче дать ребёнку гаджет, чем занять его физической деятельностью. Например, сбором конструктора, созданием аппликации и другими видами развивающей активности.

Разговоры о сексе: когда и с чего начинать

Примерно с четырех лет малыш начинает задавать взрослым щекотливые вопросы. Услышать от ребенка «Откуда берутся дети?» или «Как я попал к маме в животик?» можете в любое время, например на прогулке или в магазине.

Такой момент многих родителей смущает. Они пытаются избежать подобного разговора, потому что не знают, как можно и нужно говорить чаду об «этом». Эксперт в области психологии и сексологии Евгений Кащенко в книге «Половое воспитание детей и подростков» рекомендует не избегать разговоров и не откладывать сексуальное воспитание ребенка на более поздний период.

Когда и как рассказать ребенку о сексе: Depositphotos

Согласен с этим мнением и Евгений Комаровский. Известный медийный педиатр считает, что вопросы ребенка ― отличный повод начинать его ненавязчивое сексуальное воспитание.

Разъясняйте ребенку интересующие его моменты, учитывая его возраст и осведомленность в отношении сексуальных аспектов жизни человека:

  • До 3 лет малыш познает свое тело. Учите его правильно называть все части тела. Использование выдуманных терминов спровоцирует неправильное восприятие ситуации. Скажете мальчику, что пенис — это «хвостик», готовьтесь объяснять, почему так же называется хвост белочки или зайчика.
  • С 4 до 5 лет дети проявляют интерес к сексуальности в целом. Их интересует как собственное тело, так и тела представителей противоположного пола. Малыши спрашивают у мам, как появились на свет и почему мальчики отличаются от девочек. Они могут проявлять интерес к половым органам (своим и других детей). Такой интерес совершенно нормален, однако ребенок должен знать, какие его действия допустимы, а какие нет. Разъяснить это ― задача родителей.
  • В возрасте 5–7 лет дети интересуются сексуальными отношениями между людьми. Они спрашивают, как происходит половой акт, почему у мальчиков бывает эрекция или, к примеру, что такое менструация. Задача родителей ― объяснить, как работает тело человека. Расскажите о половых отношениях между любящими людьми и сексуальности. Полученные уроки будут с ребенком до того момента, пока он повзрослеет и начнет строить собственные отношения.
  • В 8–10 лет ребенок уже знает, что считается правильным и неправильным в половых отношениях. Он понимает, что секс происходит между любящими людьми и интересуется, как встретились и полюбили друг друга его родители. Наряду с вопросами о романтических отношениях иногда возникают и вопросы о гомосексуальных отношениях. Расскажите, что симпатии и любовь человека не зависят от его половой принадлежности. Выберите соответствующую возрасту книгу о сексуальном воспитании, с ее помощью отвечайте на возникающие у ребенка вопросы.
  • В возрасте 11–13 лет имеет смысл разговаривать с ребенком непосредственно о сексе, женской и мужской сексуальности, гормональных процессах. Подросток должен понимать, что его организм претерпевает множество изменений, которые готовят его к половой зрелости. При этом, по мнению психолога-консультанта Александры Чернышовой, важно быть максимально тактичными, чтобы ребенок не чувствовал давления.
  • С 14 до 17 лет рекомендуется обсудить с детьми не только отношения между мужчиной и женщиной, но и контрацепцию. Побеседуйте о передающихся половым путем заболеваниях, в частности о СПИДе. Убедитесь, что подросток понимает, как распространяются подобные болезни и как от них защититься. Важно поговорить о том, что с сексом не стоит торопиться. Лучше отложить сексуальный опыт до момента, когда подросток повзрослеет.
Читайте также:  Эффективные народные средства от энуреза

Если ребенок не интересуется темой секса, не спешите вздыхать с облегчением. Отсутствие вопросов с его стороны не означает, что таковых нет. Попробуйте инициировать беседу и ненавязчиво поговорить о сексе. Поводом для этого может стать беременная соседка, случайно увиденная сцена из взрослого фильма или, к примеру, ощенившаяся собака.

Как рассказать ребенку о сексе: StockSnap

Почему ухудшается

Самая частая причина развития детской близорукости — большой размер глазного яблока. Это обычно передается по наследству, поэтому дети плохо видящих родителей  тоже часто начинают носить очки. Но есть и другие причины, влияющие на возможное появление близорукости:

  1. Прогулки. Если ребенок слишком мало времени проводит на свежем воздухе, зрение может ухудшаться. Если гулять много, мышцы глаза тренируются при переводе взгляда на дальние и близкие предметы. К тому же солнечный свет сдерживает рост глазных яблок за счет выработки дофамина. Он вырабатывается в сетчатке только под воздействием солнечных лучей, а при его недостатке глаз будет расти до окончания взросления. Это может привести к сильному «минусу» во взрослом возрасте. 
  2. Образование. По некоторым исследованиям, чем сложнее учебная программа, тем больше вероятности развития близорукости. Но это скорее связано с отсутствием прогулок и свежего воздуха из-за высокой учебной нагрузки, чем с перенапряжением глаз. 
  3. Питание. Для нормального развития глаза, как и всего детского организма, важно хорошо питаться. В детском рационе должны быть цитрусовые, растительные масла и морепродукты, особенно рыба. 
  4. Физическая активность. Ее недостаток приводит к нарушению кровообращения и нехватке кислорода. В этих условиях развитие глазного аппарата у ребенка может нарушаться. 

Как он думает и чувствует?

Память ребенка раннего возраста работает по схеме узнавания. Она включается в тот момент, когда малыш видит знакомый предмет.

Взаимосвязь видимого и желаемого доминирует. Интересны опыты известного психолога Лурии А.Р. Он располагал несколько предметов в поле зрения ребенка и просил дать ему рыбку, которая либо находилась дальше, либо была не такой яркой, как другие игрушки. Малыш охотно тянулся к ней рукой, но вдруг натыкался взглядом на более привлекательный предмет и рыбка забывалась. В руках у крохи оказывалась другая игрушка.

Оценивая, что должен уметь делать ребенок в 1 год, взрослым следует помнить, что малыш не всегда способен выполнить его просьбу. Крайняя отвлекаемость чада не дает возможности всегда  удерживать  в памяти поручения взрослых.

Дитя раннего возраста очень импульсивно и эмоционально. Оно радостно приветствует новую или хорошо знакомую игрушку. И столь же бурно протестует, если лишить его предмета, которым оно увлеченно занималось только что.

Лечение детской близорукости

Избавиться от заболевания терапевтическими способами невозможно. Задачей врача является предотвратить прогрессирование. Традиционно назначается аппаратное лечение, тренировки, но это может дать результат только на ранних стадиях течения заболевания.

Распространенными методами лечения являются:

  • Инфракрасная лазерная терапия – помогает снабдить ткани питательными элементами, снять спазм аккомодации.
  • Вакуумный массаж – позволяет повысить гидродинамику глаза, улучшить кровообращение.
  • Лазерная терапия – стимулирует работы нервных клеток сетчатки с целью улучшения пространственного зрения.
  • Электростимуляция – улучшает проводимость импульсов в глазном нерве.
  • Амблиокор – улучшает работу нейронов зрительной коры.

Программа лечения для каждого ребенка индивидуальна. Учитывается возраст, состояние здоровье, психическое равновесие.

Запись на прием Сегодня записались: 13Ваше ФИО: Ваш телефон: Ваш возраст: Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Политикой обработки персональных данных Фонда содействия развитию передовых медицинских технологий имени Святослава Федорова. Заполнить полную форму Так же Вы можете записаться по телефонам: +7 (495) 699-17-10, +7 (495) 699-17-79, +7 (495) 699-46-13

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

ИНТЕРЕСНО: какая психология у ребенка в 2 года?

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: истерики у ребенка в 3 года: причины и лечение

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Роль родителей в лечении ЗРР в года

Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет — дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.

К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.

Следующий момент — наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова — это правило должны соблюдать все члены семьи.

Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.

Советы родителям

Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.

Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:

  • пальчиковая гимнастика — в форме игры, с потешками или под музыку;
  • творчество — лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
  • массаж — общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
  • развивающие игры по возрасту — можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
  • логоритмика — нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.

Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.

Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.

Помните, чем раньше начнете лечение — тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи — не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.

Прогулка

Гулять надо каждый день. Независимо от того, какая погода на улице. Приготовьте несколько сменных комплектов одежды и обуви: пока одна сохнет, то в другой можно гулять. Даже если на улице невыносимо холодно или идет дождь, одевайтесь потеплее, берите зонтик и идите на свежий воздух.

В теплое время года необходимо выходить на улицу несколько раз, ну а зимой и межсезонье смотрите по погоде. Возможно, вы выйдете всего раз, но перед сном, чтобы малыш набегался, и получил дозу свежего воздуха.