Проблемный родитель: как с ним говорить и что делать?

Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Не все дети должны быть экстравертами

Многие мечтают видеть своих детей всегда активными, веселыми и уверенными в себе. Однако не каждый ребенок может быть таким, а главное, ни один ребенок не создан для того, чтобы удовлетворять желания и ожидания взрослых.

«Некоторые родители принимают за застенчивость такие черты, как интровертность, сосредоточенность на своем внутреннем мире, которые присущи ребенку как тип характера и с которыми он комфортно себя чувствует», — объясняет Наталья Богданова. Главное — понять, испытывает ли сам ребенок дискомфорт.

Тот, кто много фантазирует, будто бы находясь в своем мире, чаще всего находит свою нишу, свой круг общения и не испытывает страданий. Если же родители бросят все силы на то, чтобы переделать его характер, ребенок будет жить в постоянном напряжении, чувствуя себя «не таким».

«Иногда гораздо разумнее принимать ребенка таким, какой он есть, — считает Филип Зимбардо. — Сконцентрировать его и свои силы на развитии личности, вместо того чтобы ломать его, пытаясь подогнать под образ ярко выраженного экстраверта».

Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д.

Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают. Ребенок:

  • неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • никогда не упоминает никого из одноклассников;
  • очень мало говорит о своей школьной жизни;
  • не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
  • ни с того, ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
  • одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь застенчивому ребёнку учиться?

Дарья: Для того чтобы раскачать застенчивого ученика, нужно создать доверительную атмосферу, в которой тот сможет раскрыться. Это бывает сложно сделать в обычном классе, где одновременно занимаются 30 детей. Поэтому, если застенчивость болезненна и мешает учиться, стоит подумать о переводе школьника на дистанционный формат получения образования. Это позволит ему получить качественные знания и оставит время для работы над собой: для выполнения вышеперечисленных упражнений, позволяющих преодолеть застенчивость.

Если всё же принято решение учиться в обычной школе, то стоит уделить особое внимание внешнему виду школьника. Ведь застенчивому человеку всегда кажется, что в нём что-то не так. Но если он блестяще одет и выглядит на все 100 %, то его жизнь станет легче. Кроме того, хорошо найти способ позаниматься дополнительно. Качественные знания сами по себе могут стать хорошим подспорьем для преодоления застенчивости. Ведь «если я точно всё знаю, то стесняюсь явно меньше».

Корр.: Есть много тренингов для застенчивых людей, где «специалисты» берутся снять их робость за три или пять дней. Как вы относитесь к такого рода опытам?

Дарья: Я всё-таки сторонник постепенного наращивания контактности, и я однозначно против радикальных мер в отношении детей. Важно дать возможность застенчивому ребенку выйти из-за стенки. Потому что довольно странно стоять с ремнём над ребёнком и пытаться внушить открытость миру: «Нет, ты будешь активным, позитивным, жизнерадостным и контактным ребенком. Я так сказала!». Ведь мир такого ребенка станет еще более небезопасным местом, а значит, его застенчивость останется ведущим защитным механизмом. Кроме того, переживания, вызванные радикальными мерами, могут вылиться в психологическую травму.

Но иногда экстрим и правда работает. Когда застенчивый человек оказывается в реальной опасности, это заставляет его преодолеть застенчивость. Однако это, скорее, исключение из правил.

Читайте также:  Психическое развитие годовалого ребенка в вопросах и ответах

Поэтому лучше такую «борьбу» с застенчивостью проводить осторожно. Любовь, взаимопонимание, поддержка важны для любого ребёнка. Не думаю, что застенчивость позволяет накладывать на них ограничения.

Ошибки родителей

Чтобы застенчивый малыш не превратился в стеснительного взрослого с множеством комплексов и низкой самооценкой, его родители должны предпринять ряд мер, прежде всего, по отношению к самим себе.

Ошибки родителей

Частые ошибки родителей, приводящие к возникновению застенчивости у ребенка:

  • чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери),
  • гиперопека, чрезмерная забота о ребенке,
  • условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет),
  • завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку,
  • постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону,
  • ранняя и болезная разлука с матерью (возможная психотравма).
Ошибки родителей

Сначала малыш просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера.

Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.

Ошибки родителей

Категорически нельзя:

  • давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»,
  • ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»,
  • высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»,
  • пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!»
Ошибки родителей

Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее!

Стоит ли обращать внимание?

С одной стороны, скромность придает девочке очарования. Застенчивого парнишку не назовешь надоедливым, настырным или наглым. Это отзывчивые и доброжелательные люди, всегда выслушают, придут на помощь. Из скромных девчушек и парней выходят верные друзья.

С другой стороны, это может быть бедой, когда ребенок не способен нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Малыш переживает, но ничего поделать с собой не может.

Эти небольшие проблемы в будущем перерастают в огромные. Застенчивые люди часто остаются одинокими, им трудно найти вторую половину и создать семью. Из-за своей робости и скованности они незаметны и неуспешны.

Человек социальное существо. Он не может жить вне общества. И обязанность взрослых — помочь такому ребенку. То есть научить взаимодействовать с людьми. И лучше начать это делать в раннем детстве.

Психология: Застенчивые дети

Застенчивость, нерешительность в современной жизни, если не недостаток, то уж точно свойство характера, которое мешает во многом. Откуда в детях берётся излишняя застенчивость, и чем мы можем ребёнку помочь?

Признаки застенчивости

Стоит ли обращать внимание?

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там где все дети играют, этот малыш тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает.

  • Общие признаки. Учащенный пульс, напряжение в мышцах, обильное потоотделение, яркий румянец — первые симптомы. Они сковывают малыша, не дают ему расслабиться. В результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться незаметным.
  • Самокритичность. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне. Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности, так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
  • Замкнутость. Закрытые дети в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество.
  • Стеснительность. Любой ребенок будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для него — это стресс.
  • Пугливость. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  • Нерешительность. Такому ребенку тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет. Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения.
  • Нарушение речи. Эти дети в обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают — стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и тревога могут привести к заиканию, запинанию в речи.

Откуда появляется застенчивость?

Чтобы помочь ребенку побороть излишнюю скромность и неуверенность, нужно знать причину ее происхождения. Порой, устранив источник, исчезает и сама проблема.

  • Наследственность. Если в роду близкие родственники, включая и родителей, страдали застенчивостью, кроха мог унаследовать это качество.
  • В силу темперамента. Флегматики и меланхолики от природы склонны к застенчивости. Этим типам темперамента также свойственно интровертность. То есть они ориентированы не на внешнее общение с окружающими людьми, а на свой внутренний мир.
  • Пример родителей. Дети учатся взаимодействовать с социумом, повторяя поведение взрослых. Если в семье кто-либо из родных обладает данным качеством, ребенок мог скопировать его.
  • Воспитание. Порой родители сами того не подозревая, воспитывают в малыше застенчивость. Критика, частые наказания, запреты без объяснения формируют определенное поведение ребенка. Он старается соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Жестокость. Когда в семье неблагополучная ситуация, присутствует психологическое давление, тирания или рукоприкладство, малыш закрывается, растет пугливым и зажатым.
  • Длительная изоляция. Другими словами, отсутствие опыта. Такое встречается, когда ребенок часто болеет и сидит на домашнем режиме. Причиной может быть закрытая внутрисемейная политика семьи. Родители мало уделяли времени на общение малыша с другими детками.
  • Гиперопека. Как вид особой (намеренной) изоляции. Это чрезмерная опека родными и близкими над ребенком. Встречается у излишне тревожных и мнительных родителей. Опасаясь за здоровье малыша, или, что его могут обидеть, взрослые намеренно не допускают контакта с посторонними. Для родителей страдающих гиперопекой характерно держать детей в «домашнем заточении».
Читайте также:  Чему родители должны научить ребенка: три главных навыка

Стеснительный ребенок – что делать?

1. Акцентируйте внимание на достоинствах карапуза. Только так он обретет уверенность в себе.

2. Не сердитесь на кроху за его робость и стеснительность, у него выработается комплекс неполноценности.

3. Не упрекайте постоянно своего малыша. Он может замкнуться в себе.

4. Не применяйте силовые методы воспитания. Дети не могут всегда вести себя так, как нужно взрослым. Научите их различать и применять правила поведения без давления.

5. Застенчивого ребенка всегда считают послушным и воспитанным, а оказывается, он просто пугается сторонних людей. Ему некомфортно, неуютно в присутствии чужих. Поэтому, нужно ненавязчиво знакомить его с новыми людьми, причем начинать с деток, стараться вовлекать его в разговор. При общении с чужими для ребенка важен контакт с родным ему человеком. Держите его за руку, прижимайте к себе, поглаживайте по голове.

6. Чтобы побороть застенчивость, создавайте ситуации, в которых ребенок будет чувствовать свою значимость.

7. Любите, уважайте, кроху, помогайте, когда это необходимо.

Очень стеснительный ребенок – что делать, как ему помочь?

1. Расскажите малышу о собственной застенчивости либо стеснительности знакомого человека, как он с этим справился, преодолел робость. Объясните, что страх социальных ситуаций не представляет собой нечто необычное.

2. Войдите в положение малыша. Объясните, что Вы понимаете, что ему страшно что-то делать, куда-то идти, с кем-то общаться и т. д., Вы и сами бываете в таких ситуациях. Помогите ему справится с ними.

Стеснительный ребенок – что делать?

3. Обсудите с крохой плюсы общения, налаживания контактов и поиска новых друзей.

4. Не обзывайте малыша и не позволяете делать это другим. Не называйте кроху «застенчивым», «робким» и т. д.

5. Используйте ролевые игры. Например, поиграйте в игру, где куклы либо мягкие игрушки, будут героями, которые чего-то либо кого-то бояться. Пусть малыш сам придумывает, как им справиться с этой проблемой.

6. Ставьте реалистичные цели. Во-первых, нужно адекватно оценивать возможности малыша и, учитывая застенчивость, не рассчитывать на высоты. Например, ребенок, который стесняется большого количества людей, не сможет выступать на сцене и т. д. Во-вторых, нужно помогать малышу, делать первые шаги. Пусть он перед небольшой аудиторией расскажет стишок, первым заговорит с детками на прогулке и т. д.

7. Поощряйте и награждайте за общительность.

8. Боритесь со своими собственными страхами, ведь очень часто поведение карапуза – это отражение Ваших собственных опасений.

9. Не подталкивайте ребенка к тому, чтобы ему было страшно. Чрезмерная инициатива со стороны взрослых может привести к еще большим проблемам для карапуза.

Если Ваши методы борьбы с застенчивостью не помогают, и она принимает патологический характер, нужно обратиться к психологу.

Поддерживайте карапуза, перейдите на его сторону, уделяйте ему должное внимание, любовь и заботу и Вы справитесь с любой проблемой.

Поговорим о плюсах застенчивости.

  • Избирательность в дружбе. Такой ребёнок будет крайне тщательно и долго выбирать друзей. Он не может доверять всем подряд. А наоборот, проявит осторожность в нужный момент.
  • Наблюдательность. Застенчивый малыш испытывает трудности в общении и сторонится от шумных компаний и активных игр. Обычно он стоит в сторонке и тихо наблюдает за сверстниками .
  • Самообразование и саморазвитие. Нередко малообщительный застенчивый ребенок замещает общение с друзьями книгами и учебой. Как правило, они преуспевают в школе и в университете.
Поговорим о плюсах застенчивости.
  • Не делают резких решений. Если у застенчивого ребёнка появляется проблема или сложность, то они подходят к решению со всей серьёзностью и обстоятельностью. В итоге они принимают самое верное решение.

Конфликт: как говорить с разгневанным родителем

Но вот оно все-таки произошло: разгневанный родитель у вас на пороге. Что ж, прекрасно, что у вас! Ваши усилия не пропали даром. Он верит, что вы что-то сделаете, иначе бы пошел к директору, а то и написал бы в Департамент (прокуратуру, приемную Президента, ООН…). Сначала надо понять, что так сильно огорчило маму или папу ребенка. Даже если вы знаете, в чем дело, надо предложить ему или ей высказаться: "Вместе мы наверняка справимся с проблемой".

Читайте также:  Как отучить ребенка от плохих слов: 4 реальных истории

Психологи советуют применять прием "активного слушания": это способ показать собеседнику свою включенность и избежать недопонимания.

Применяя эту методику, надо повторять часть слов собеседника. "Правильно ли я вас понял, что…", "Вам стало обидно за своего ребенка", "Вас возмутило, что учительница не проверила дополнительное задание, которое сама же дала" и т.д. Старайтесь делать акцент на переживаниях, эмоциях. Не спешите возражать.

Когда человек выговорится, изложите свое видение проблемы, но только в том случае, если вы можете это сделать, точно зная, что произошло. Может быть, стоит организовать встречу всех участников конфликта, на которой вы выступите в качестве медиатора?

Если все в целом и так ясно, надо попытаться разрешить конфликт. Но делать это должен не учитель, а все участники конфликта. "Давайте подумаем, что мы можем сделать вместе?" — вот правильный подход. Ведь решения имеют значение для всех нас лишь в том случае, если мы сами их приняли. Ну, или хотя бы сами согласились им следовать.

Главные правила в такой ситуации:

  • сохранять спокойствие;
  • стараться слушать максимально внимательно и понять собеседника как можно лучше;
  • дать ему высказаться до конца;
  • не принимать ничью сторону, никого не осуждать;
  • подчеркивать, что решать проблему надо сообща;
  • настаивать на принятии общего решения (или хотя бы на решении всем еще раз подумать над сложившейся ситуацией: что можно сделать).

И помним: медиатором может быть только человек, не вовлеченный в конфликт!

Советы психолога

От общих советов перейдём к конкретным рекомендациям, которые должны помочь, если ребенок стесняется тянуть руку, отвечать у доски или даже с места. Что могут сделать родители?

  1. Во-первых, крайне важно заручиться поддержкой педагога. Многие учителя вполне лояльно относятся к некоторым поблажкам стеснительным ученикам. Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме. Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю.
  2. Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом.
  3. Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут.
  4. Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:
    • «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
    • «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).
  1. Стеснительные дети нередко обладают заниженной самооценкой, поэтому важно развить уверенность ребенка в себе. Чаще обращайте внимание на его успехи, адресуйте похвалу в его адрес за каждый маленький шажок в деле преодоления робости.
Советы психолога

Несколько слов нужно сказать и о нежелательных моделях родительского поведения, которые лишь усугубляют ситуацию. Откажитесь от следующих фраз:

  1. «Жду, что ты послезавтра поднимешь руку и без напоминания учителя выйдешь к доске!». Подобные фразы усиливают страхи и неуверенность, что чревато не просто стеснением, а психосоматикой, которая проявляется болями в животе, мигренями и пр.
  2. «Если ты не станешь поднимать руку, я поговорю с педагогом!». Мать, отец, учителя – это союзники, а не противоборствующая сторона. Поэтому откажитесь от запугиваний, а, напротив, поддерживайте ребенка: «Давай-ка я поговорю с педагогом, и мы вместе попробуем тебе помочь».
  3. «Кто из тебя вырастет, если ты даже руку стесняешься поднять?». Ещё раз повторим: нереалистичные требования снижают детскую самооценку и усиливают стеснительность. Боязнь не оправдать родительские ожидания заставит ребёнка испытывать постоянный стресс, что, опять же, чревато психосоматикой.

Стеснительность и неуверенность мешают ребёнку демонстрировать полноту знаний, сказываются на его личностном развитии, поэтому не следует пускать проблему на самотёк. Если ситуация не улучшается и после выполнения предложенных рекомендаций, следует более тесно познакомиться со школьным психологом либо обратиться за помощью к психотерапевту.

«А вот они, условия…»

Отдельно следует выделить влияние неблагополучной семьи. Возможно, в таком родственном окружении присутствует насилие, или родители страдают алкоголизмом. Вариантов много. Дети из таких семей уверены, что мир небезопасен, а они не заслуживают хорошего отношения. Чувство неловкости за свою семью отравляет им жизнь и заставляет сжиматься от стыда. Также формирование здоровой структуры «Я» подвергается опасности у тех ребят, которые потеряли родителей или были рано оторваны от матери.