Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

Чтобы контролировать себя, приходится прилагать титанические усилия, словно вы удерживаете рвущегося на волю льва. И самое страшное, что ребенок почти каждый день устраивает бунт и истерики из-за таких мелочей, которые не поддаются логике нормального взрослого человека.

Аннотация к книге «Кризисы детского возраста. Воспитываем самостоятельность»

Издание предназначено для родителей, которые хотят видеть своего ребенка самостоятельным, ответственным и при этом счастливым. В ней собраны практические советы и рекомендации опытных психологов, которые помогут взрослым найти общий язык с детьми. Вы узнаете о том, как избежать ошибок в общении, как отказаться от крика, угроз и наказаний, как и когда проявлять родительскую любовь и многое другое, что поможет вам избежать ущемления детских интересов и воспитать счастливого издание.

Что такое «сепарация»?

Начнем с того, что объясним значение страшного слова «сепарация». В психологии этот термин буквально означает процесс эмоционального отделения от человека, с котором установлены доверительные отношения, основанные на взаимной привязанности. Фактически, каждый кризисный возрастной этап заканчивается появлением все большей автономии, самостоятельности в жизни малыша, его возрастающей независимости от значимых взрослых.

Проблемы, появляющиеся в детско-родительских отношениях на разных этапах взросления, в большинстве случаев так и или иначе связаны с сепарацией.

Что такое «сепарация»?

Наиболее ярко сепаративный кризис возникает ближе к 1 году, к окончанию периода младенчества. Конечно,  первый год жизни для мам и пап самый сложный. Однако его отголоски можно проследить практически на всех этапах взросления. Для того, чтобы максимально приблизить вас к пониманию этого процесса, рассмотрим по годам все возрастные периоды жизни малыша через призму сепарации, начиная от момента его рождения.

Что такое кризис года?

На период детства приходится больше всего личностных кризисов. Это связано с активным физическим и психическим развитием в этот период.

Возрастная психология выделяет кризис 1 года у ребенка, как первый акт его осознанной самостоятельности. Ему предшествует адаптация новорожденного к новым условиям. А после «трудными» для родителей и ребенка будут 3, 6, 13 лет. Стоит понимать, что возрастные кризисы индивидуальны, и приведенные цифры ориентировочные.

Кризис первого года жизни проявляется повышенной эмоциональной реакцией ребенка на новое, запреты, даже на привычные действия родителей. Недовольный крик, плач может вызвать любая мелочь. Поведение малыша становится сложно предсказуемым.

Подростковый кризис – что, где и как?

На современном этапе подростками принято называть детей в возрасте 12-15 лет. Но, учитывая, что все дети развиваются в своем индивидуальном темпе, подростковый возраст может начаться и в 11 и в 13 лет.

В период кризиса поведение подростка резко меняется: ребенок становится более эмоциональным, обидчивым, агрессивным; старые взгляды резко сменяются на новые, либо просто отрицаются; подросток отдаляется от родителей, стараясь своим поведением доказать, что он взрослый и самостоятельный. Есть ряд ярких поведенческих особенностей подростка в период кризиса: негативизм, склонность к анализу и самоанализу, депрессия, упрямство, обесценивание взрослых (возможна обратная позиция – чрезмерное послушание, зависимость от старших), стремление к независимости.

Для того чтобы помочь подростку пережить кризис и справиться с задачами возрастного развития, необходима система мер со стороны взрослых. Как правило, психолог работает с подростками, оказывая им непосредственную помощь. Но и родители играют в этот момент важнейшую роль в развитии ребенка и формировании его личности. Помощь родителей – очень важный аспект для преодоления ребенком подросткового кризиса.

Записаться на консультацию+7 (495) 765-02-04

Кризисы в психическом развитии ребенка в дошкольном детстве

В дошкольном возрасте кризисы развития ребенка являются тем поворотным моментом, который направляет формирование личности по определенному пути. Направление может быть прогрессивным, обеспечивающим рывок в развитии дошкольника, но также может стать тормозящим, если ограничивать ребенка в проявлении самостоятельности и активности.

Каждый возрастной этап (а в дошкольном детстве почти каждый год) характеризуется формированием определенных психологических процессов и особенностей. До поры до времени ребенку достаточно тех умений и качеств, которые у него уже сформировались. Но наступает час, когда заявляет о себе потребность в крайне важных новых умениях и способах поведения.

Эти новые приобретения появляются не по мановению волшебной палочки. Ребенку нужно их постепенно освоить, что требует как внутренних, так и физических усилий.

Тот переломный период, когда ребенок переходит с одной ступеньки на другую, и который приводит к качественным изменениям в развитии личности, и называется возрастным кризисом.

Читайте также:  Личная гигиена детей дошкольного возраста

Например, в таком нежном возрасте как 1 год детям нужно научиться ходить, осмысленно произносить первые слова, понять, что есть «Я». Очень непростые задачи! Малыш прикладывает огромные усилия и преодолевает кризис первого года жизни.

В дошкольном возрасте от 3 до 7 лет дети переживают два кризисных этапа:

Кризисы в психическом развитии ребенка в дошкольном детстве
  • Кризис 3 лет
  • Кризис 7 лет

Следует учитывать, что эти переходные периоды в развитии дошкольника растягиваются и смещаются. Поэтому чаще говорят о кризисе третьего года жизни, который может начаться в 2,5 или же задержаться до 3,5 лет. Преддошкольный критический период приходится на 6-7 лет.

Границы начала и завершения кризиса четко не обозначаются, но прослеживается некий пик бурных проявлений характера в виде капризов, упрямства, раздражительности, противостояния.

Кризисы возрастного развития у детей наступают, когда их новые, только что открывшиеся  потребности вступают в противоречие с прежними, которые удовлетворяются привычным способом. Например, малыш загорелся желанием самостоятельно обуваться. Мама хочет завершить сборы на прогулку быстрее, но ее повзрослевшее чадо противится надеванию ботиночек и требует «Я сам». Потребность справляться самостоятельно борется с потребностью быстрого обслуживания, и первая из них гораздо важнее для трехлетки.

Кризисы — это периоды выраженных перемен, в процессе которых у дошкольника меняется отношение к самому себе и взаимоотношения с окружающим миром.

Что такое возрастной кризис лет?

Ребенок развивается, впитывая в себя оценки близких и их поведение как образцовое. Но в определенный момент, достаточно освоив их, он их проверяет, сопротивляясь уже освоенному. В трехлетнем возрасте, например, ребенок активно отказывается от того, что так спокойно принимал ранее. Если раньше он принимал, что мама делает что-то, то теперь он хочет делать это сам. Он как бы проверяет диапазон допустимого, ориентируясь на реакции взрослых. Определив его, он вновь уже на уровне расширенных возможностей усваивает далее стереотипы мира взрослых.

Итогом продуктивного разрешения кризиса трёх лет является сильная воля. В это время ребёнок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознаёт своё индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта.

Главным стремлением для малыша становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам (желаниям родителей, требованиям взрослых и т.д.).  На данной стадии ребёнок проходит путь от полной зависимости к относительной самостоятельности, и это даёт основание осознавать себя автономным существом, способным совершать определённые действия («Я сам!», «Я хочу!»). Разумеется, эта активность наталкивается на неодобрительное отношение взрослых, стремящихся её ограничить. Ребёнок же не знает запретов, пока их не нарушит.

 Это может порождать определённые семейные конфликты.

С одной стороны, если твёрдо и последовательно запрещать только то, что совершенно недопустимо («кирпичные стены» – нельзя брать спички, ножницы), конфликты своевременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приводит к появлению зависимости и неуверенности, излишней нерешительности. Эти качества снижают самооценку ребёнка. Если он подвергается чрезмерному давлению, у него появляется злость на собственную неумелость, он ощущает себя глупым, неспособным, беспомощным. В это время ребёнок нуждается в благожелательности и поддержке.

Фигура отца становится более заметной.

В задачи родителей входит: поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувству стыда или неловкости от неудачных действий. Ребёнку следует дать возможность испытать радость автономии. Следует помнить, что доверие у ребёнка является, прежде всего, следствием уверенности матери, точно также автономия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает самооценку ребёнка: он чувствует себя не только окружённым теплом и заботой, но и уверенным в своей компетентности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности.

К основным симптомам кризиса 3 лет относятся:

  • Негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите.
  • Упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
  • Строптивость – выражается в детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают.
  • Своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
  • Обесценивание– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).

Таким образом, кризис 3 лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Читайте также:  Как занять ребёнка дома бесплатно и просто?

Нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3 летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Кризис 3х лет у ребенка: что делать?

Конечно, вы хотите, чтобы я рассказала вам о чудо-методе или порекомендовала крутой алгоритм «делай 1-делай 2-делай 3», и малыш снова превратится в солнечного зайчонка.

Увы, у меня нет такого рецепта.

Что поможет пройти кризис 3х лет у ребенка максимально гладко:

1. Оставайтесь взрослыми. Хочется уподобиться ребенку, выплескивать эмоции, отвечать криком на крик или вообще разрыдаться от безысходности. Крепитесь. Комбинируйте чуткость и твердость. Обороняйте ваши личные границы. У кого-то кризис может длиться пару месяцев, у кого-то несколько лет. Но все обязательно пройдет.

2. Не пытайтесь удовлетворить все потребности и требования сына или дочки. В конце концов, кто у вас в семье взрослый и знает, как будет лучше.

3. Не наказывайте ребенка за желание делать что-то самостоятельно. Не вините за то, что он снова и снова хочет делать сам, но делает плохо. Да, чтобы самому надеть куртку в 3 года надо попотеть, а у вас это займет 2 секунды. Задумайтесь, вы хотите, чтобы малыш научился или готовы до пенсии обхаживать любимое чадо?

4. Хвалите, если все получилось, и утешайте, если все старания крохи оказались напрасными. Забудьте фразу: «Я же тебе говорила!» Замените ее на: «В следующий раз у тебя обязательно выйдет!». Любите своего ребенка и показывайте ему это.

5. Помните, что малыш многие слова и поступки повторяет за вами. Детское «потому что я так сказал!» – это явное повторение родительских слов. Следите за собой.

6. Отложите объяснения, если бунт и упрямство переходят у ребенка в истерику. Чадо может орать, брыкаться, топать ногами, биться головой, рыдать и кидаться предметами. Вы смотрите на все это и теряетесь: то ли это норма, то ли пора к невропатологу? Чтобы вас успокоить я создала бесплатный экспресс-тест «Детские истерики – нормально ли это?». Тест – это первый шаг на пути к пониманию проблемы. Просто нажмите на кнопку.

Читайте также:  Не только чтение: что должен знать и уметь ребенок еще до школы

7. Используйте игры для сглаживания кризисных вспышек. Например, если малыш не ест, предложите покормить мишку. Но мишка любит есть по очереди – ложка ему, ложка карапузу. Аналогично с умыванием, одеванием, уборкой…

Ваша неправильная реакция на поведение ребенка может привести к тому, что:

  • такое поведение закрепится и перейдет в привычную манеру общения,

  • малыш потеряет веру в себя, “заработает” пессимизм, пассивность и низкую самооценку,

  • надорвется ниточка доверия между вами и сыном/дочкой.

Если кризис 3х лет у вас проходит с бурными истериками, которые мешают радоваться времяпровождению с ребенком, вызывают агрессию, подавленность, беспомощность, безысходность и чувство вины, то приглашаю вас на курс «Детские истерики: как реагировать и научить по-другому».

На курсе вы:

  • поймете, почему возникают истерики,

  • научитесь их классифицировать,

  • узнаете, как реагировать, когда малыш не может успокоиться,

  • поймете, как научить ребенка выражать свои чувства по-другому,

  • откроете, где взять терпение и как успокоить свою истерику в ответ на детскую.

Курс поможет вам выплыть из моря негативных эмоций, понять, что происходит с ребенком и поддержать его на пути взросления. Начните решать проблему истерик уже сегодня.

Какие из признаков кризиса проявляются у вашего ребенка ярче всего?

Видео

Когда заканчивается подростковый период

Невозможно точно предугадать, когда у Вашего ребенка закончится подростковый возраст. Одни подростки созревают рано, другие запаздывают.

К тому же, так как девочки опережают мальчиков по развитию их созревание происходит менее интенсивно и заканчивается на год-два раньше, чем у мальчиков.

В среднем, переходный период проявляется у девочек с 11 до 16 лет, а у мальчиков с 12 до 18 лет. Примерно, он длится 3-4 года.

Переходный возраст — особый период в жизни человека. Он проявляется определенными симптомами, на которые следует правильно реагировать родителям. Если Вы подойдете к решению проблем правильно, то сможете пройти этот период практически незаметно. Запомните, что взаимопонимание — это залог счастливой семьи!

Изменения жизненных ценностей

В рамках исследовательского проекта “Ценностный атлас России” было проведено изучение ценностных ориентиров среди учащихся школ, колледжей и лицеев страны. Возраст респондентов составил 14-19 лет. Исследование проводилось в нескольких федеральных округах:

  • Центральном;
  • Приволжском;
  • Северо-Западном;
  • Сибирском;
  • Уральском;
  • Южном.

Исследование показало, что для российских подростков важна возможность самостоятельно выбирать ориентиры, которые влияют на выбор направления в жизни. В ходе исследования было выделено 10 главных ценностей.

Приоритеты подростков распределились так (от наиболее к менее значимым):

  1. Доброта (пожелание благополучия близким).
  2. Самостоятельность в суждениях и принятии решений.
  3. Желание получать чувственное удовольствие (гедонизм).
  4. Стремление к личному успеху.
  5. Личная и общественная безопасность.
  6. Жажда приключений, риска, новизны.
  7. Стремление к пониманию, терпимости к другим людям, бережное отношение к животным, природе (универсализм).
  8. Социально одобряемое поведение (конформность)
  9. Уважение традиций, религиозность.
  10. Стремление к власти.

В выборе жизненных ценностей отличается у подростков разного пола и возраста. Так, у учеников выпускных классов высоко ценится самостоятельность, новые впечатления и власть. Для 8-классников важны терпимость, почитание традиций и конформность. Для девушек очень важна доброта, безопасность и универсализм. Анализ анкет юношей показал склонность к получению власти, высокий уровень самостоятельности.

Исследование показало и проблемные моменты. Большинство участвовавших в опросе подростков не умеют, но, более того, не хотят заниматься построением жизненной перспективы. Они не знают, как действовать, чтобы прийти к намеченной цели.

Большинство опрошенных считают, что они недостаточно взрослые, чтобы думать о будущем, “еще не время”. Учитывая то, что возрастной разброс между участниками исследования составил 5 лет, не была выявлена тенденция к увеличению знаний о себе, о сильных и слабых сторонах собственной личности, о способах преодоления трудностей на пути к цели.

По результатам исследования, был сделан вывод о влиянии родительской позиции по отношению к подросткам. В период кризиса, многие мамы и папы пытаются оградить своих детей от “шишек, которые могут упасть на голову”, оградить детей от проблем. Это приводит к тому, что подросток не может самоопределиться, не умеет выстраивать жизненную траекторию, не понимает собственные желания и не оценивает объективно свои силы.

Руководителем проекта был Андрей Подольский, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ. По его мнению, поддержка родителей ребенку необходима. Но она заключается не в том, что старшие определяют жизненные пути чада. Такая стратегия родительского поведения создает проблемы для молодых людей в ближайшей и отдаленной перспективе.

Ирина ШербулПохожие посты:

  1. Подростковый возраст — сложности взросления
  2. Кризис 7 лет
  3. Кризис трех лет
  4. Как понять, что наступил кризис семейных отношений, и способы его преодолеть