Подготовка ребенка к школе: вред или польза?

Вы отправляете вашего ребенка в первый класс? Вот-вот прозвенит первый звонок, и будущий школьник повесит за плечи ранец с тетрадками и с самым серьезным видом отправится покорять вершины современного образования. Чтобы процесс этот оказался по силам вашему дошкольнику, важно оценить его готовность и принять решение о том, что делать дальше. Для этого можно самостоятельно использовать несколько простых тестов.

Физическая готовность

Все дошкольники при поступлении в школу должны пройти медицинский осмотр. Важно, чтобы он был проведен качественно. Особое внимание обратите на заключения следующих специалистов:

  • Окулист должен проверить зрение. Если нужно, пропишет очки или посоветует гимнастику для глаз.

Врач  подскажет на каком расстоянии от доски может сидеть ученик.

Физическая готовность
  • Чтобы знать, хорошо ли ребенок слышит, нужно пройти осмотр у лора.
  • Неправильная осанка может привести к заболеваниям позвоночника. Ортопед после осмотра посоветует упражнения для укрепления спины.
  • С определением уровня развития речи поможет логопед.
  • Педиатр даст общее заключение о состоянии здоровья, а также проведет пробу Руфье для оценки работы сердца во время физической нагрузки.

Обратите внимание на то, в течение какого времени может ребенок сосредоточено выполнять задание. Какое психомоторное развитие: может ли малыш бросать и ловить мяч, прыгать двумя ногами или на одной, спускаться и подниматься по лестнице без вашей помощи.

Психологическая готовность ребенка к учебе в первом классе состоит из: мотивации, интеллектуального развития и емоционально-волевой готовности. Эти три составляющие мы рассмотрим далее.

Психофизиологическая готовность

Например,

  • Пусть ребёнок подёргает себя правой ручкой за левое ушко, проведя руку над головой. Не получается – значит, недостаточная длина рук показывает функциональную незрелость организма.
  • Второй простой тест – на координацию движений. Правой ручкой погладить свой животик, а левой – голову. И наоборот. Получилось – всё супер, хватит усидчивости для уроков и для обучения письму. Значит, есть способность самоконтроля. Если нет – будут проблемы с дисциплиной и вниманием, потому что налицо отсутствие готовности к обучению в школе, ещё рано садиться за парту.

Хорошо, если вы заметили, что малыш сам хочет чему-то научиться, узнать что-то новое, когда раньше его интересовала только игра. Это означает, что появилась потребность в интеллектуальном развитии и полная готовность к обучению в школе. Такая тяга проявляется у всех по-разному. У кого-то после пяти лет, у кого-то только после семи.

И такому ребёнку в школе труднее всего, если его отправили учиться раньше его физиологического созревания.

Хорошо, если к шести с половиной годам у малыша есть твёрдое умение соблюдать режим дня и правила дисциплины – как в садике, так и дома. Эти навыки легче формируются и закрепляются в детском саду, при условии, что буквально с пелёнок этому учат родители.

Есть хорошая русская пословица:

Учи, пока поперек лавки укладывается,

а во всю вытянется — не научишь.

В этой простой фразе заключена вся народная мудрость педагогики. Мы, учителя, как никто другой, ясно видим все погрешности в воспитании детей, потому что в школе это сразу проявляется. Возможно, я ещё как-нибудь вернусь к разговору о важности ясельного периода при формировании характера, привычек и общей воспитанности ребёнка.

Что знает, что умеет?

Кроме созревания физиологических функций, следует проверить багаж знаний и умений, накопленный малышом за 6-7 лет жизни. Разумеется, это сугубо индивидуальные показатели, зависящие от родителей, среды и условий развития и воспитания ребёнка.

Основные факторы готовности ребенка к школе

  • Ребенок достаточно самостоятелен.

Если малыш может самостоятельно одеться, собрать на уроки учебники, приготовить сменную обувь, в состоянии оставаться без родителей на полдня — можно смело утверждать к обучению в школе готов. Если ребенок капризничает на уроках и просится к маме, то, какое тут получение знаний – сплошной стресс и срыв урока. Если ребенок не ходил в детский сад, то желательно водить его в какие-нибудь кружки, где он должен оставаться без родителей с другими малознакомыми людьми. Это поможет малышу научиться обходиться без родителей.

  • Способность к самостоятельной деятельности.

Если ваш ребенок в течение 30 минут может заниматься определенным видом деятельности и не отвлекаться. У такого ребенка достаточно развита сила воли и усидчивость. Успеваемость и адаптация первоклассника в школе первое время будет зависеть именно от этого качества ребенка.

  • Ребенок в состоянии следовать инструкциям взрослого.

В школе ученик должен выполнять то, о чем просит учитель. Это могут быть как задания, так и рекомендации по поведению. В школе и расписание уроков и поведение в группе продленного дня определяется педагогом. Ребенок должен не только слушать, что ему говорят, но и выполнять.

  • Положительный образ школы.
Читайте также:  Всё, что вам нужно знать о солнцезащитных кремах

Самый лучший вариант, когда ребенок хочет идти в школу. Но часто родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться. Если такое происходит, то родителям нужно постараться добиться от ребенка согласия, хотя бы посещать школу. В случае категорического отказа, желательно обратиться за помощью к психологу, чтобы разобраться с причинами такого поведения.

  • Хорошая память.

В начальной школе, особенно в первом классе ребенку придется запоминать огромное количество новой информации. Так что развитие памяти необходимо.

  • Объемный словарный запас.

Если ребенок знает большое количество слов, ему будет намного проще воспринимать информацию в школе.

  • Умение общаться и найти общий язык со сверстниками.

Ребенок учится не один, а в коллективе, поэтому ему необходимо уметь играть в команде, уметь делиться, не ущемляя ни своих, ни чужих прав. Если малыш общался с детьми своего возраста, то проблем обычно не возникает.

  • Развита мелкая моторика.

Навыки письма и развитие мелкой моторики. Проверить это легко. Достаточно посмотреть, как ребенок держит ручку или карандаш, умеет ли обращаться с кисточкой, ножницами, умеет ли собирать паззлы или картинку из мозаики. Если с этими действиями проблем не возникает, значит все в порядке.

  • Предупрежден, значит вооружен.

Нужно, чтобы будущий ученик понимал и знал, что его ждет. Ребенок должен хорошо представлять школьные правила, правила поведения.

  • Вера в успех.

Уровень самооценки будущего школьника должен быть достаточным для того, чтобы ребенок верил в себя. Нужно хвалить ребенка за реальные достижения. Однако, ребенок должен быть готов к тому, что не все может получиться сразу. Он должен знать – это не повод сдаваться. Если родители смогут добиться такого настроя у ребенка, то их малыш непременно добьется успеха.

Зачем учить то, что и так объяснят в школе

Статистика показывает, что подавляющее большинство первоклашек при поступлении в школу уже умеют читать и считать в пределах десяти. Важно учесть и то, что даже в детских садах дают первоначальные знания об алфавите и цифрах.

Когда малыш приходит учиться совершенно неподготовленным, он сталкивается с высокой конкуренцией. Его одноклассники, которые посещали подготовительные курсы, уже читают слова по слогам, а то и целиком, в то время как этот ученик только осваивает первые буквы. Со счетом ситуация обстоит аналогичным образом. Естественно, ребенку может быть обидно, что он не успевает за одноклассниками, ведь дети остро нуждаются в демонстрации своих умений, того, что они ничем не хуже и даже лучше других. Отсутствие занятий до школы лишает малыша этой возможности, как минимум, на ближайший год. Даже ко второму классу не факт, что ребенок догонит уровень сверстников.

Также противники дошкольного образования не учитывают и то, что школьная программа значительно изменилась за пару десятков лет. Если раньше дети полгода писали «палочки» и «крючочки», то сейчас они во втором полугодии уже пишут слова целиком и даже целые предложения. Нагрузка по математике также стала выше. Неподготовленный ребенок сталкивается с тем, что ему нелегко дается школьная программа. Это может привести к тому, что у него полностью пропадет мотивация учиться.

Подготовка детей к школе видео

До школы необходимо ребенка научить самодисциплине и усидчивости. Для этого можно вместе заниматься йогой и медитацией. Так ребенок научится осознанно концентрироваться на разных вещах. Это очень важный навык, так как большинство сложностей с успеваемостью у первоклашек связано с невнимательностью. Важно помогать детям, усваивать те знания, которые выходят за их рамки понимания. Математике можно учить детей, прося помочь в каких либо бытовых делах: подай тех две чашки на столе, принеси три полотенца с ванной, брось 4 лавровых листика в суп. Не следует прибегать к тупому заучиванию материала. Старайтесь объяснить ребенку так, чтобы он понял. Любые знания нужно привязывать к жизненному опыту малыша. Подготовка к школе начинается с двух или трех лет, когда ребенок учится сам есть, одеваться, ходить в туалет и общаться с другими детьми. От того как быстро и в каком эмоциональном состоянии он обучится этим вещам, будет зависеть его подготовка и успеваемость в школе.

  • 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(голосов: 1)

Посещение детского сада значительно повышает готовность ребенка к школе

В детском саду все три вида школьной готовности прорабатываются как намеренно, так и не намеренно. Проводятся самые разные занятия, упражнения, развивающие физические и психические способности детей. В процессе общения с воспитателями и сверстниками у детей формируются очень важные социальные навыки. Прежде всего, посещение детского сада подразумевает соразмерный возрасту уровень самостоятельности. Воспитатель и психолог (если таковой в саду имеется) могут помочь родителям в вопросах воспитания и развития дошкольника индивидуально. Кроме того, к концу детского сада должна реализоваться диагностика школьной готовности детей.

На основе результатов которой принимаются решения:

над чем стоит поработать и стоит ли вообще сейчас отдавать дитя в первый класс.

Читайте также:  Можно ли давать воду новорожденным? Вода для грудничка

Развивайте малыша правильно!

В последнее время учителя все чаще говорят о том, что некоторые родители своей подготовкой к школе не только не помогают, но и делают значительно хуже. Речь о тех случаях, когда первоклассник приходит со знаниями, которые по программе проходят в 4-м классе, но при этом совершенно не умеет общаться с другими детьми, вести себя на уроке, выполнять до конца задание.

Такие дети могут знать все столицы мира, но перебивать собеседника, не ценить чужое мнение и плакать, когда их прихоти не выполняют другие. Такие случаи являются яркими примерами того, как хорошие природные данные ребенка были направлены в неправильное русло. Чаще всего, такая картина складывается в семьях, которые воспитывают ребенка дома, не отдавая в детский сад.

Таким родителям нужно осознать, что чрезмерной опекой и бесконечными поблажками они только хуже делают своему малышу, поскольку он будет ждать того же от общества. А не получая желаемого, будет постоянно расстроен и процесс обучения не принесет хороших результатов.

Поэтому, для подготовки будущих школьников главное не энциклопедические знания, а моральный настрой, элементарные правила поведения, уважение к другим, умение слышать и слушать, адекватная самооценка и оценка происходящего. Именно над такими моментами нужно работать родителям.

Если вы решили не отдавать малыша в детский садик, постарайтесь водить его на групповые развивающие занятия, кружки. Даже самые умные и заботливые родители не смогут заменить своему чаду ценности общения со сверстниками, во время которого закладывается характер, появляются первые понятия о честности, справедливости и дружбе. Ребенок должен быть полноценным участником этого маленького общества, чтобы в будущем комфортно чувствовать себя в обществе взрослых людей.

Внимание считается матерью интеллекта

– Дети, обратите внимание! – Именно так учителя говорят, когда хотят что-то объяснить.

Когда человек сознательно сосредотачивает свое внимание на чем-то, концентрируется, он обретает навык, который незаменим в школе. Однако концентрацию нельзя измерять настойчивостью, с которой он читает увлекательный роман, а скорее тем, насколько он посвящает себя сухому учебнику. Если ребенок в начальной школе может в течение 10-15 минут делать что-то, что ему задали, но не обязательно нравится, то его способность сосредотачиваться является средней.

Внимание считается матерью интеллекта

Это можно стимулировать в игровой форме с помощью упражнений на слушание: сколько птиц щебечут прямо сейчас? Ты слышишь шелест ветра в деревьях? А журчание ручья? Таким образом, ребенок учится внимательно слушать и «навострять уши». Он может тренировать свою концентрацию, рисуя и занимаясь рукоделием, а также пробуя и трогая. Или играя в игры на ловкость и головоломки, в кукольный театр. Чем настойчивее ребенок будет заниматься своим делом, даже если он не находит это особенно увлекательным, тем лучше.

Какие трудности могут возникнуть у ребенка при подготовке к школе?

  1. Неусидчивость. Очень часто ребенку не хватает терпения довести начатое дело до конца. Родители должны помогать ребенку справиться с задачей, тогда он привыкнет доводить начатые дела до конца.
  2. Не умение соблюдать правила и дисциплину. Поэтому, с раннего возраста нужно приучать детей к правилам. Лучше всего развить эту способность помогают настольные игры. 3. Неумение обобщать и классифицировать предметы. Чтобы справиться с этой задачей, можно использовать игры с картинками. Например, что здесь лишнее или как можно обобщенно назвать все нарисованные предметы. 4. Нежелание учиться. Чтобы ребенку хотелось познавать что-то новое, нужно его постоянно заинтересовывать. Не просто читать ему книги, а в игровой форме ставить разные эксперименты, водить в музеи, выставки животных. Привлекать его к таким занятиям, как ремонт с папой автомобиля или велосипеда, мытье посуды, приготовление пищи.

Сейчас существует много методик, по которым можно заниматься с ребенком. Это методика Зайцева, Глена Домана, Жуковой, Миниярова.

Приведем некоторые примеры упражнений, который помогут ребенку психологически подготовиться к школе:

  1. Упражнение на развитие памяти и внимания «Что изменилось?». Положите перед ребенком в ряд около 5 игрушек, пусть он запомнит, где они расположены, как выглядят, в чем одеты куколки и т.д. Попросите ребенка отвернуться и измените что-то. Пусть малыш все вернет на свои места. Со временем, это упражнение можно усложнять, добавляя количество игрушек и меняя аксессуары местами. 2. Для развития логического мышления и фантазии отлично подойдет упражнение «Придумай историю». Разложите картинки или предметы, связанные с учебой, и по ним расскажите интересную историю. В следующий раз разложите другие картинки или предметы и пусть ребенок сам придумает историю. 3. Напишите в ряд много цифр и попросите ребенка вычеркнуть все единички, к примеру. Затем пусть вычеркнет только 5 и т.д. Это упражнение развивает память, внимание, логику. Затем можно попросить ребенка вставить недостающие цифры. 4. Развить фонетический слух поможет игра с расколдовыванием слов. Нужно, чтобы ребенок произносил слова по звукам, которые он слышит в слове. Например, слово «мама». Следите, чтобы ребенок называл «м», а не «эм». 5. Следующее упражнение лучше начать выполнять за несколько месяцев до школы. Объясните ребенку, что ему будут задавать уроки на дом. Поэтому нужно потренироваться. Давайте каждый день ребенку задание и когда он ее выполнит, идите в магазин и покупайте принадлежности к школе. Сегодня – ручку, завтра – карандаши, потом тетради, линейку, пенал и т.д. Таким образом, за каждое выполненное задание ребенок соберет все необходимые принадлежности для школы.
Читайте также:  Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

Психологическая подготовка детей к школе проводится с психологом. Он проведет диагностику психологической готовности: пообщается с ребенком, определит его навыки общения, умения и знания и даст рекомендации родителям. Специалист поможет скорректировать поведение ребенка. Если же родители уверены в своих силах и понимают, что сами смогут подготовить ребенка, тогда можно обойтись без помощи специалиста.

Как провести диагностику психологической готовности к школе самому?

Ребенок должен уметь:

  • работать по правилу;
  • воспроизводить образцы;
  • распознавать отдельные звуки в словах;
  • выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе.

Обычно психологи задают такие вопросы, выясняя уровень их бытовых знаний:

  • назвать свое имя и имена родителей;
  • сказать свой возраст;
  • назвать город, в котором живет и полный адрес;
  • перечислить животных диких и домашних;
  • какое время года появляются листья? Когда отпадают?
  • вопросы о временах суток;
  • какими столовыми приборами пользуешься? Какую одежду одеваешь зимой или летом?

Если ребенок даст 10 правильных ответов на вопросы, считается, что он готов к школе. Но немаловажно выяснить, как ребенок относится к школе и хочет ли он учиться.

Задайте ребенку такие вопросы:

  1. Хочешь ли ты в школу?
  2. Зачем учиться?
  3. Что такое уроки и домашнее задание?
  4. Как нужно себя вести на уроках?
  5. Что появится нового в твоей жизни, когда ты пойдешь учиться?

Итак, подведем итоги. Чтобы узнать, готов ли ваш ребенок к школе, необходимо, проконсультироваться с детским врачом. Очень важно быть физически готовым к школе. Социальную готовность можно определить по желанию ребенка общаться со сверстниками, умению устанавливать контакт со взрослыми и детьми.

Интеллектуальная готовность – набор знаний и умений обобщать, анализировать, думать, делить на группы. Немаловажно, умеет ли ребенок рассуждать и фантазировать. Мотивационная готовность ребенка выясняется в ходе беседы с ним о школе. Он должен иметь желание идти в школу, чтобы узнать что-то новое.

Школа – это большая психологическая нагрузка. Если вы понимаете, что ваш ребенок не готов к школе, не следует спешить. Дайте ему возможность созреть, чтобы избежать проблем в будущем.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в класс в году в России

При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.

Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.

Общее развитие

Дошкольник должен знать общую информацию:

  • свое полное имя, фамилию и отчество;
  • называть по именам близкое окружение семьи, кем работают мама и папа, домашний адрес;
  • название своей страны и несколько других на выбор;
  • отличие овощей и фруктов, где растут, как употребляют;
  • животных и их детенышей, называть правильно;
  • отличие кустов от деревьев и травы;
  • чем отличаются птицы от рыб и зверей;
  • транспорт;
  • основные геометрические формы и на что они похожи;
  • времена года, время суток, дни недели, погоду.

Математика

Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:

  • счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
  • вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
  • сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
  • делать картинки из геометрических фигур, называть их;
  • делить группу предметов на равные части;
  • называть количество предметов и находить цифровое обозначение.

Чтение

Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в класс в году в России
  • прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
  • подобрать несколько слов на названную букву;
  • делить простое слово, если оно состоит из 2-3 слогов;
  • читать предложение, если оно состоит из 4 слов, написано крупными буквами и слова не сложные в произношении.

Развитие речи

Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:

  • рассказать стишки, пересказать сказки;
  • повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
  • описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.

Культура и общение

Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:

  • здороваться, прощаться;
  • если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
  • в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
  • в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
  • во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
  • не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.

Моторика

Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:

  • держит пишущие и рисующие принадлежности;
  • проводит прямую линию без линейки;
  • перерисовывает по образцу простые фигуры;
  • лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
  • штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.