Консультация психолога ДОУ: «Песочная терапия с дошкольниками»

Часто руки знают, как решить загадку,с которой интеллект боролся напрасно.

Игровые методы с песком

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Песочницы очень любят и играют в них дети разного дошкольного возраста. От самых маленьких и до старших дошкольников. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

Правила игры с песком для малышей

Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

У детей всегда должны быть чистые ручки. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки взрослому.

Все игрушки любят, когда их ставят на место. После игры в песке надо убрать все игрушки на свои места.

Игры с песком в младшей группе

«Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое. Взрослый просит малыша притронуться к песку и спрашивает его, что он чувствует. Какой песок на ощупь: теплый, холодный, мокрый, сухой, мягкий, твердый и т.д.

«Отпечатки наших рук»

Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

Игра  «Секретик»

Что спрятано в песке? Взрослый прячет в песке любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка — откопать «секретик», а потом сделать похожий тайник для  взрослого.

Игра «Рисунки на песке»

Игровые методы с песком

С помощью палочки можно рисовать картинки (солнышко, домик, цветочек, тучку, рыбку и буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Игра «Разноцветные паровозики»

Взрослый предлагает ребенку собрать паровоз из разноцветных пластиковых крышечек или камушков. Можно предложить собрать по цветам паровозик,  а можно предложить собрать по счету из четырех, пяти, шести вагончиков и т. д.

Игры с песком в средней группе

Игра «Домики для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, взрослый берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем его «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

Читайте также:  Когда начинать чистить зубы ребенку?

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол, взрослых.

Игра «Заборчики»

Ребенок руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Также устроить гонки маленьких машинок.

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

Взрослый и ребенок оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.

Игра «Цирк на песке»

Ребенок с помощью взрослого мастерит из песка арену на которой по очереди все участники прогулки на песке, показывают цирковые номера с помощью различных маленьких игрушек (игрушки из киндер-сюрприз, солдатики, игрушки из лего конструкторов и т.д.).

Игры с песком в старшей группе

Игра «Секретики»

 Взрослый прячет геометрическую фигуру, букву, цифру и  предлагает «рассекретить»  на ощупь что спрятано в песке.

Игра проводится согласно возрасту и умениям, знаниям ребенка, можно усложнять, изучив новую букву или цифру, закреплять пройденное.

Игра «Угадайка»

Игровые методы с песком

В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова на песке.

Игра «Страна слов»

На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается пальчиком или палочкой написать пропущенную букву.

 Игра «Сапер»

Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего — «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

Игра «Раскопки»

Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии — учится понимать себя и других.

Читайте также:  Как научить ребенка писать: практический курс для занятых родителей

Зона песка и воды

Специально оборудованная зона для игр с песком и водой создаёт необходимые условия для эмоциональной разгрузки психики малышей, самостоятельного детского экспериментирования, знакомства со свойствами материалов. Центр должен располагаться так, чтобы детям был открыт доступ к песочнице со всех сторон и в нём было легко проводить уборку.

Центр должен располагаться так, чтобы детям был открыт доступ к песочнице со всех сторон

Зона песка и воды

Комплектация центра:

  • песочница;
  • контейнеры с песком и водой для индивидуальной работы;
  • игрушки, совочки, палочки, грабельки, ведёрки и формочки для лепки;
  • лейки, сачки, черпачки;
  • непромокаемые фартучки.

Центр должен быть расположен рядом с умывальной комнатой, а все ёмкости — достаточно мобильны.

Зона песка и воды

Центр можно оборудовать с помощью специальных портативных контейнеров с песком и водой

Материалы и оборудование для песочницы:

  • Деревянный водонепроницаемый ящик, корпус которого внутри и снаружи окрашен краской синего цвета. Выбор цвета неслучаен, поскольку он символизирует водную стихию и небо и оказывает умиротворяющий эффект на психику ребёнка. Оптимальные размеры коробки для 1–3 детей с учётом возможностей горизонта зрительного восприятия должны быть 50 на 70 см.
  • Чистый, просеянный, мягкий, сыпучий речной или морской песок с крупинками среднего размера. Он заполняет 2/3 объёма ящика.
  • Коллекция мелких резиновых и пластиковых игрушек (до 8 см) для игр:
    • человечки, сказочные персонажи, популярные мультяшные герои и куколки;
    • фигурки диких, домашних, доисторических животных из тематических коллекций, приобретённых в магазине, миниатюрные игрушки из «киндер-сюрприза», пластилиновые скульптурки, изготовленные собственными руками;
    • транспорт (машинки, поезда, самолёты);
    • постройки (домики, башенки, заборчики, мостики);
    • детские игровые наборы посуды, мебель для кукол.
  • Природный и бросовый материал: камушки, ракушки, веточки, листья, цветочки, пуговки, монетки и т. д.
Зона песка и воды

Для игр в песочнице понадобятся мелкие игрушки и природный материал

Видео: оборудование для игр с песком

Таблица: рабочая программа занятий по песочной терапии

Зона песка и воды
№занятия Тема Содержание
1. Волшебная страна Ознакомление детей со средствами рисования песком (световой стол, песок).
2. Песочная феерия Ознакомление с приёмами рисования песком.
3. Сказка на холсте Ознакомление с основными жанрами живописи.
4. Видимо-невидимо Ознакомление с приёмами работы с песком как художественным материалом.
5. Весёлые песчинки Просмотр картин, нарисованных цветным песком и песком на световом столе.
6. Радуга песка Превращение белого песка во все цвета радуги.
7. Магия песка Арт-курс по рисованию песком.
8. Песочный мир Построение в педагогической песочнице песочного города.
9. Что значит быть художником? Изображение предметов с натуры с помощью цветных мелков и передача в рисунке формы, фактуры.
10. Сказочный дворец Ознакомление с приёмами создания фона (наброс и насыпание).
11. Мир синего и белого цвета. Выражение с помощью цвета различных чувств и настроений. Используются только два цвета песка: синий, белый (задумчивость восторг, волнение, ощущение волшебства тайны).
12. Синее небо Освоение, гармоничное заполнение всей поверхности изобразительной плоскости.
13. Что такое открытое пространство?
  • Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения (солнечно, пасмурно) на разных форматах картона.
  • Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы (радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя).
14. Мой детский сад ранним утром.
15. Страна чудес, в которой мы живём.
Читайте также:  Как меняется рост и вес малыша в первый год жизни?

Арт-терапия — самый результативный и оригинальный способ психологической работы с детьми. Песочная терапия способствует решению стратегических задач по обеспечению социальной успешности, сохранению психического здоровья и коррекции эмоционального состояния маленького человека. Занятия в детском саду с элементами песочной терапии нацелены на формирование чувства защищённости у ребёнка, раскрытие его внутреннего творческого потенциала, развитие самосознания и освоение практических приёмов самотерапии.

За счет чего это работает?

Психолог знает значение фигурок и может проинтерпретировать, о чем говорит построенная композиция. То есть, песочная картина расскажет за ребенка обо всех его трудностях, чтобы психолог мог наиболее эффективно выбрать стратегию работы, правильно задать вопросы. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых имеет определенное значение.

Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных проблем. Этот опыт «попадает» в бессознательное и некоторое время перерабатывается в нем. Чуть позже наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения, то есть, со временем, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.
Оборудование для занятий

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.