Как установить режим дня новорожденного в первый месяц

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Еще почитать

Режим ребенка от до месяцев

Ребенок в этом возрасте получает молоко матери по требованию. Днем спит 3 — 4 раза по 1,5—2 часа.

Днем необходимо создавать условия для сна ребенка на свежем воздухе. Если днем он спит 4 раза, длительность ночного сна 9 часов.

При 3-х разовом дневном сне длительность ночного сна увеличивается до 11 часов. Желательно, чтобы ребенок просыпался всегда в одно и то же время.

Физиологические изменения

В этом возрасте отмечается дальнейшая динамика анатомо-физиологических показателей (антропометрические показатели представлены ниже, в материалах о развитии ребенка в каждый возрастной период). Меняются некоторые показатели развития органов и тканей.

Так, по сравнению с первым кварталом жизни увеличивается высота и ширина гортани, трахея начинает приобретать воронкообразную форму. Отмечается рост спинного мозга в длину (на 3 см), увеличивается масса слюнных желез (с 1,8 до 4,5 г), увеличивается размер печени, поджелудочной железы.

К 6 месяцам могут прорезаться первые нижние зубы (средние резцы). Изменяются и некоторые функциональные показатели. Продолжает увеличиваться активность ферментов крови, сокращается частота пульса до 130—135 ударов. На пятом месяце жизни почки ребенка приобретают способность выделять «гипертоническую» мочу.

Подготовка ребенка к прививке Необходимая подготовка ребенка к прививке обычно гораздо проще, чем принято считать

Питание ребенка За несколько дней до вакцинации не следует вводить в рацион ребенка новые продукты питания. Если ребенок находится на грудном вскармливании – матери лучше отказаться от новых продуктов и питаться как обычно. Это поможет избежать возникновения аллергических реакций, которые могут быть спутаны с действием прививки. Профилактический прием антигистаминных лекарств и жаропонижающих средств Прием антигистаминных препаратов (например, Супрастин) за день до прививки рекомендуется только в случае детей, страдающих различными проявлениями аллергии (крапивница, атопический дерматит, астма), или у которых прошлая доза прививки вызвала появление сильного отека, покраснения и боли на месте инъекции. Назначение антигистаминных препаратов ребенку следует обсудить с врачом. Для того чтобы профилактическое лечение было эффективным важно правильно подобрать дозу лекарства в зависимости от силы аллергии и массы тела ребенка. Профилактический прием жаропонижающих средств не рекомендуется. Исключение составляют только дети склонные к фебрильным судорогам, которым следует дать жаропонижающее средство непосредственно перед прививкой или сразу после прививки. Перед тем как пойти на прививку убедитесь в том, что лекарства есть у вас дома (Парацетамол в свечах или в сиропе в дозировке соответствующей возрасту ребенка и Супрастин).

Дети усаживаются за столы.

Педагог обращает их внимание на медведя.

— Ребята, посмотрите, кто пожаловал к нам в гости. Это же Михаило Потапыч пришел к нам из леса. Здравствуй, Михайло Потапыч.

— Ребята, посмотрите как Михайло Потапыч сегодня тепло оделся. Во что одет наш лесной гость?

— Правильно, одет он в шапку, шарфик и варежки. Давайте все вместе повторим: ш-щапку, ш-шарфик и варежки. .

— А как вы думаете почему он так одет? (потому, что на улице зима и холодно)

-Молодцы. Правильно вы сказали, на улице зима и мишка пришел к нам потому, что скучно ему стало в лесу. Не знают лесные жители, чем можно забавляться зимой. А вы ребята знаете?

— Как много зимних забав вы знаете. Давайте с вами подумаем, а какие предметы необходимы для этих забав и из чего они могут быть сделаны.

Лыжи- из чего сделаны?- из дерева – какие они?- деревянные

Санки – из чего сделаны? – из дерева, пластмассы – какие они?- деревянные, пластмассовые.

Конки – из чего сделаны?- из металла – какие они? – металлические

Ведерки и лопатки, чтобы строить снежные городки – из чего сделаны? — пластмасса – какие они?- пластмассовые.

-Что-то мы с вами засиделись, давайте встанем и покажем мишке, чем можно зимой заниматься с друзьями.

…. Физ. минутка «Зимние забавы»….

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

-Ребята, а еще есть зимние забавы, для которых нужен только снег. Как вы думаете, какие это забавы? (лепить снеговиков, играть в снежки).

— А мы ведь с вами тоже знаем игру со снежками, только не из снега, а из ваты. Давайте и мишку тоже научим?

…. Упражнение на развитие речевого дыхания «Снежный ком».

— Михайло Потапычу очень у нас понравилось, много он узнал забав разных зимних, теперь не будет в лесу скучно. Только вот что не весел наш гость?

— Говорит наш мишка скучать по вам будет, давайте чтобы мишка наш не расстраивался мы ему подарок сделаем.

— На доске висят разные изображения зимы, только пусто там. А у вас у каждого есть свой человечек, который что-то делает. Посмотрите внимательно на картинки, у кого человечки с катаются на лыжах вы куда их прикрепите (на горку)Почему туда?

-У кого на санках? С снежным комом? На коньках?

-Молодцы! Рисунки мы подарим мишке, что бы он по нам не скучал. Прощаемся с наши гостем, его уже в лесу друзья заждались.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок — это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их , несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня — основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге — утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к , распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Что надеть на прогулку?

Одевая малыша на прогулку, надо обеспечить ему комфорт: он не должен потеть и мерзнуть. Вспотевший ребенок может быстро простудиться, поэтому одетого новорожденного сразу выносят на улицу. Если маме помочь некому, то следует одевать ребенка, только после себя.

При одевании надо соблюдать правило «плюс один». Оно означает, что на новорожденном должно быть надето одежды на слой больше, чем на взрослом. Особого внимания требуют ручки, ножки и голова ребенка, которые должны всегда быть в тепле. Самых маленьких не надо туго пеленать для улицы, чтобы не лишать их возможности согреваться, двигаясь.

Что надеть на прогулку?

Личико закрывать не нужно. По его цвету можно узнать о состоянии ребенка. Покрасневшее лицо сигнализирует о перегреве, побледневшее – об охлаждении тела. Чтобы своевременно узнать о состоянии малыша, достаточно периодически проверять не вспотел ли он под одеждой.

Чистота и здоровье зубов

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.

Самой распространенной болезнью зубов является кариес — разрушение зуба с образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы.

Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек.

При наличии кариозных зубов пища попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2 — 3 лет. Непосредственной причиной кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является следствием врожденной предрасположенности.

Как же сохранить зубы ребенка здоровыми?

Детям нужно давать твердую пищу, чтобы для ее разжевывания потребовалась значительная работа зубов и челюстей с обеих сторон. Не старайтесь кормить детей с молочными зубами протертой пищей. Пусть грызут яблоки, репу, морковь и корки от хлеба. Энергичное жевание усиливает не только отделение слюны, но и приток крови к челюстям, улучшая их питание. При этом челюсти развиваются нормально, и постоянные зубы располагаются ровными рядами.

Важно своевременно начать уход за полостью рта и зубами ребенка. Родителям следует помнить, что уход за молочными зубами и их сохранение здоровыми до появления постоянных зубов также необходимы, как и уход за постоянными зубами, т.к. кариес молочных зубов вызывает разрушение постоянных.

Поэтому, как только у ребенка появились молочные зубы, следует после каждого кормления давать кипяченую воду, а более старших детей приучать полоскать рот после каждой еды.

Приучите чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном.

Чистка зубов выполняется так:

  1. сначала нужно вымыть руки с мылом и хорошо промыть зубную щетку под струей воды;
  2. тщательно прополоскать рот водой комнатной температуры,
  3. затем на смоченную водой зубную щетку взять немного детской зубной пасты или порошка и чистить при сомкнутых зубах передние и боковые поверхности зубов, при этом щетка должна двигаться снизу вверх и обратно.
  4. После этого ребенок должен открыть рот и чистить жевательную и внутреннюю поверхность зубов.
  5. Заканчивают чистку зубов тщательным полосканием водой несколько раз, до тех пор, пока не останется частиц порошка или пасты.

При чистке зубов не следует щадить десны, даже если они немного кровоточат. Далее тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла.

Хранить свою зубную щетку, пасту или порошок следует в чистоте, в определенном месте (на полочке, на подставке и т.п.).

Детей старшего дошкольного возраста и школьников нужно обучить приемам массажа десен: пальцем руки, вымытой с мылом, массируют движением сверху вниз для верхней челюсти, а для нижней челюсти — движениями снизу вверх. Движения пальца должны сочетаться с небольшим давлением на челюсть. Массаж десен очень полезен для зубов.

Однако чистка зубов и массаж десен не избавляют от неправильного расположения зубов и деформации челюстей. Исправить их может только специалист — врач стоматолог-ортодонт, к которому необходимо обращаться своевременно.

Прогулки

Если малыш родился летом, то устраивать с ним прогулки можно уже с первых дней. Но помните, что прямые солнечные лучи не пойдут ему на пользу. Оберегайте его от них. Выбирайте для прогулок нежаркое время суток. Лучше всего делать это с утра или перед сном.

Зимой на первую прогулку можно выходить лишь через несколько дней после возвращения домой. И то, если температура за окном не ниже десяти градусов. Время первых прогулок должно составлять 10–15 минут, не более. Каждый день их длительность можно немного увеличивать.

В этом надо руководствоваться правилом: одежды на ребенке должно быть столько же, сколько и на родителях, плюс один слой. Но будьте внимательны к малышу. Если ему слишком жарко, снимите с него что-нибудь, а если холодно, то, наоборот, добавьте.

Прогулки с новорожденным ребенком

Чтобы сон и аппетит ребенка были хорошими, малыша необходимо регулярно отправлять на прогулку на свежем воздухе. Сначала достаточно гулять в течение 15 минут, когда ребенок становится старше, можно увеличить продолжительность прогулки до 2 часов.

Важно не перекутывать ребенка – это негативно сказывается на его иммунитете. Если зимой он вспотеет, может серьезно заболеть.

Рекомендуется гулять с ребенком один раз утром и единожды вечером. Также несколько раз в день надо обеспечивать его сон на балконе.

Витамины, которые помогут ребенку быть здоровым и веселым

Итак, какие витамины давать ребенку, в особенности если выявлен их дефицит в организме? В аптеках, конечно, можно увидеть множество комплексов, но прежде чем покупать, проконсультируйтесь с врачом. Тут все очень индивидуально. Опять же, не забывайте о возможных противопоказаниях и побочных эффектах того или иного препарата.

Различают следующие виды витаминных препаратов (в зависимости от состава):

  • Монокомпонентные. Это те, в составе которых лишь один определенный витамин (С, к примеру, или Д).
  • Политивитамины. В них входит сразу несколько видов витаминов.

Существуют еще витаминно-минеральные комплексы, в составе которых есть и витамины, и необходимые организму минералы, такие как железо, медь, кальций, цинк, марганец.

В продаже можно встретить витаминные препараты в форме таблеток (обычных или растворимых), жевательных пастилок или небольших мармеладок. Бывают еще и леденцы, сиропы.

Витамины нужны детям для иммунитета, и принимать их следует не в самый разгар эпидемии, а еще до того, как она начнется. В сезон давайте ребенку больше овощей и фруктов. А когда такой возможности нет, можно пропить курс витаминных препаратов, но нельзя принимать их постоянно, хотя многие родители полагают, что чем больше – тем лучше. Да, лишние витамины (те, что растворяются в воде) выйдут с мочой. А вот жирорастворимые будут накапливаться в организме, его тканях и могут стать причиной токсичных реакций.

Какие именно витамины нужны детям? Разные, потому что каждый из них по-своему важен для здоровья. И если какого-то витамина не хватает, проявляется определенная симптоматика. Ребенок, к примеру, часто простужается, у него шатаются зубы или идет кровь из десен – это говорит о явном недостатке витамина С. При нехватке витамина В12 симптомы такие: бледный цвет покровов, болезненное состояние языка (язвы), ощущение слабости во всем теле. Вообще, если есть подозрение, что у ребенка витаминная недостаточность, лучше сдать анализ крови, чтобы определить ее витаминно-минеральный состав.

У детей иммунитет еще находится в стадии формирования, поэтому они быстрее, чем взрослые, способны заразиться какими-либо инфекциями (а выздоравливают потом, наоборот, дольше). Поэтому витамины особенно важны для детей. Это вам скажет любой врач и поможет выбрать подходящий комплекс. Ниже описаны минералы и витамины, необходимые для здоровья детей, их роста и нормального развития:

  • Витамин С (аскорбиновая кислота). Укрепляет устойчивость организма в борьбе с бактериями и вирусами. Очень полезен для многих органов, выступает защитным барьером для токсинов, прекрасный антиоксидант, ускоряет заживление ран.
  • Витамин А (бета-каротин). Великолепный антиоксидант, замедляет старение, полезен для зрения, кожи, слизистых оболочек, препятствует повреждению клеток.
  • Витамин D. Существенно усиливает иммунитет. Вырабатывается под воздействием солнечных лучей. Благодаря витамину D в организме лучше усваивается кальций, формируется крепкий скелет, что не позволяет развиваться рахиту.
  • Витамин Е. В организме это барьер от губительного воздействия свободных радикалов, соединения которых весьма агрессивны и способны уничтожать живые клетки. Кроме того, витамин Е помогает справляться с болезнями сердца и проблемами онкологического характера.

А вот какие комплексы витаминов можно давать детям для иммунитета:

  • Витрум Кидс. Можно принимать с трехлетнего возраста. По виду это жевательные конфетки, выполненные в форме зверят. В них содержится суточная детская норма следующих витаминов: В1, В2, РР, В5, В9, В12, А, D, С и Е.
  • Мульти-табс Иммуно Кидс. В составе – 13 витаминов (суточная норма С, D, E, K, B1, B9, B12, PP), 6 минералов, плюс лактобактерии. Давать детям от 3 лет и старше.
  • Пиковит. Бывает разный, для каждой возрастной группы – свой. Пиковит1+ (детям от года и выше): сироп, включает в себя суточную норму витаминов В1,В2, С, РР. Пиковит 3+ (детям старше 3 лет): в составе – суточная норма пантотеновой кислоты. Пиковит 4+ (детям от 4 лет и старше): выпускается в форме жевательных таблеток в оболочке, витамин Е в состав не входит. Пиковит 7+ (детям от 7 лет и старше): отличается большим содержанием витаминов группы В, форма выпуска – таблетки в оболочке.
  • ВитаМишки Immuno+: пастилки в форме медвежат, предназначенные для жевания. В них есть витамин Е, селен, цинк, экстракт облепихи, дневная доза витамина С. В состав не входят витамины группы D, B, A, K. Можно принимать детям с трехлетнего возраста.
Читайте также:  Когда начинать чистить зубы ребенку?