Как отучить ребенка от плохих слов: 4 реальных истории

Изумлению родителей нет предела, когда их малолетнее чадо однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения: «Откуда это у него?» В чем причина детского сквернословия и как этого избежать?

Я знаю три корня

В своей работе журналисты, помимо прочего, руководствуются рекомендациями Роскомнадзора, который четко разъясняет, какие слова однозначно нельзя употреблять в печати. В списке четыре всем известных корня. Но были случаи вынесения в адрес СМИ предупреждений и за использование других слов.

— Количество матерных корней — вопрос дискуссионный, в русском языке их выделяют либо три, либо четыре, но точно не больше, — подчеркивает председатель Филологического совета "Тотального диктанта", научный сотрудник Института русского языка им. Виноградова РАН, кандидат филологических наук Владимир Пахомов. — Спорным остается слово на букву "б". Думаю, могу его назвать, потому что слово (называет. — Прим. ред.) есть в Большом толковом словаре русского языка, где маты отсутствуют. И, например, известный исследователь языка Валерий Мокиенко тоже говорит, что русский мат — это три корня.

На их основе образуется бесконечное количество матерных слов. Но кроме них есть и большой пласт выражений, которые являются грубыми, вульгарными, жаргонными. Они в нейтральной речи тоже не приветствуются, хотя и не находятся под таким запретом, как матерная лексика. Как ни крути, это разная степень неприличности высказывания, что имеет даже правовое применение.

Так, если в телеэфире не "запикали" матерное слово — это безусловное нарушение закона о СМИ, а в случае употребления жаргонных, грубых слов могут действовать уже другие нормы, например федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". И современные наказания за мат очень мягкие по сравнению, например, с указами князя Василия III, при котором за сквернословие секли кнутом. А Петр I в своем воинском уставе за брань в адрес командования велел применять телесные наказания вплоть до "лишения живота".

Ребенок ругается матом: причина и план действий

Чтобы ребёнок заполнил речь матерными словами, необязательно слышать их от взрослых регулярно. Подобные выражения он мог «подхватить» на улице, в телевизионной программе, от сверстников. В конце концов, на заборе прочитать.

Конечно, у родителей стоит задача свести контакт ребёнка с источниками ненормативной лексики к минимуму, но тяжело исключить полностью влияние на ребёнка подобных вещей.

Любой ребёнок слышит матерные выражения повсюду, с этим фактом родителям следует должны смириться и не отвлекаться на невыполнимые задачи, а разработать эффективную стратегию борьбы с нехорошими словами. Правильный подход к вопросу зависит от возраста ребёнка. Важно помнить: возрастные границы очень условны и сугубо индивидуальны, родителям следует проявить внимательность и хорошо расспросить ребёнка.

Малыши до 4 лет

Причина

В этот период ребёнок не до конца, неточно понимает назначение, цель употребления, смысл конкретных произносимых слов. Сейчас он ещё пополняет собственный словарный запас — очевидно, он станет повторять услышанное от взрослых и сверстников.

Пути решения

Никакой паники! Есть несколько вариантов и моделей поведения, полезных в решении трудной задачи. Это единичный случай? Нужно проигнорировать ругательные слова, не придавая им особого значения, – велика вероятность, что ребёнок просто забудет слово, не найдя ему применения. Важно поговорить с малышом о некультурности произнесённого выражения — это обидно, некрасиво и вредно, ведь слова сильно влияют на человека, позволяют составить своё впечатление о нём.

Помните, реагировать то, что ребенок ругается матом слишком эмоционально – значит сделать из нежелательного слова «красную кнопку». Ребёнок будет нажимать её, чтобы рассмешить окружающих или быстро привлечь всеобщее внимание. Чем острее, сильнее вы реагируете, тем глубже в голове ребёнка откладывается плохое словечко.

Что делать, если ребенок матерится?

Действия родителей должны зависеть от причины, по которой их чадо употребляет бранные слова, от ситуации, когда это происходит.

Если корень проблемы в желании подчеркнуть принадлежность к компании сверстников и бранится матом тинэйджер лишь в кругу сверстников, при взрослых контролируя свою речь, причин для беспокойства нет. Мудрые родители делают вид, что не услышали случайно вылетевшего слова. Если дома нецензурно никто не ругается, ребенок перестанет материться, как только повзрослеет.

Если все дело в желании продемонстрировать свою независимость, то единственное, что нужно добиться родителям, чтобы их чадо не бранилось в их присутствии. Обычно для этого достаточно объяснить, что родителям неприятно слышать такие слова, выражения. Если подросток хорошо воспитан и прислушивается к словам родителей, он удовлетворит просьбу не материться в их присутствии. А кругу сверстников он перестанет ругаться, когда пройдет переходный возраст, а вместе с ним и стремление доказывать свою «крутизну».

Если бранными словами подросток выражает свои чувства, то делает это, скорее всего, в кругу своих сверстников. Если с помощью этих словечек он выражает свою досаду дома – это повод вызвать его на откровенный разговор, поговорит о том, какие эмоции он испытывает, подсказать ему, как быть в этой ситуации, подбодрить. Неплохо также в профилактических целях научить ребенка выражать свои чувства литературным языком.

Если дело в подражании взрослым, то единственная возможность исправить ситуацию – это альтернативный пример. Найдите в окружении юного «матершинника» человека, которого он уважает, обратите внимание своего чада на то, что его кумир никогда не выражается неприлично.

Читайте также:  Топ 100 лучших фильмов для семейного просмотра (список)

Сложнее всего найти выход из ситуации, когда речь идет о словесной агрессии. В этом случае придется искать причину причины. Лучше всего, если удастся это сделать в доверительной беседе. После того, как повод будет обнаружен, нужно найти способ продемонстрировать, как можно решить конфликт мирным путем.

Подростковая брань – не такое уж страшный диагноз, как кажется некоторым. В большинстве случаев болезнь проходит с возрастом сама собой. Но если есть признаки того, что мат в устах ребенка – это проявление его агрессии к вам или учителю, бездействие недопустимо.

Школьный возраст

Дети 7-12 лет уже примерно понимают, что означают нецензурные выражения, или хотя осознают, что нарушают правила поведения, когда матерятся.

Но тем не менее продолжают использовать обсценную лексику по совершенно различным причинам:

  • чтобы самоутвердиться в глазах сверстником или ребят постарше;
  • чтобы влиться в детский коллектив, в которых мат – норма общения;
  • желая выглядеть более взрослым, сильным, крутым и «своим».

Школьники обычно используют нецензурную брань в общении между собой, хорошо понимая, что подобные выражения и словечки не предназначены для ушей педагогов и родителей. Если ребенок ругается матом в школе, то обычно это означает или серьёзный конфликт с учителем, или нормальность такого поведения в домашних условиях.

Если подобные поступки не считаются нормой, то услышанное дома неприличное слово от примерного сына или дочери может стать для родителей шоком. Скорее всего, запретное выражение выскочило случайно – ребёнок сильно разозлился или ударился обо что-то.

Учёными доказано, что ругательства помогают снимать перенапряжение, избавляют от стресса и даже служат своеобразным обезболивающим средством. Правда, лечебный и поддерживающий эффект мата работает лишь в тех случаях, когда неприличные слова произносятся крайне редко. Иначе возникает привыкание.

Школьный возраст

Если же ребенок школьного возраста регулярно бранится дома, совершенно не стесняясь родителей или посторонних взрослых, то можно предположить наличие одной из следующих проблем:

  • такие словосочетания в семье – нормальное явление;
  • ребёнок имеет серьёзные психологические и даже психические проблемы (отклонения в развитии, синдром Туретта, деструктивное поведение).

В последнем случае существует вероятность агрессивных черт личности. Ведь нецензурные ругательства – это вид агрессии, что-то наподобие рычания у животных. Собаки предупреждающе рычат, показывая, что могут напасть. Человек ругается, сигнализируя о том, что уже на взводе и может «вспыхнуть».

Как отучить материться ребенка школьного возраста

  1. Выяснение причину брани. Ругать и наказывать не стоит, нужно понять, почему ребёнок матерится. Причины, как мы успели заметить, могут быть самыми разными. Однако чаще всего они связаны с болью, тревогой, агрессий. Возможно, мат – это своего рода протест против действующих в семье строгих правил и ограничений. Если ситуация повторяется из раза в раз, стоит проконсультироваться с психологом.
  2. Откровенная беседа с ребёнком. Когда вы поняли мотив детского поведения, переходите к действию. Откровенно и доброжелательно поговорите с сыном или дочерью. В процессе беседы нужно указать на то, почему человек использует ругательства в своей речи. Например, когда не может высказаться о своих чувствах из-за бедного и недостаточного словарного запаса.
  3. Обучение анализу своих эмоций. Следующий этап – научить анализу собственных поступков и эмоций, адекватно реагировать даже на сильные раздражители, использовать слова-«заместители» нецензурной брани. Детям школьного возраста ещё сложно выражать свои чувства другим людям. Попрактикуйте с ребёнком применение «Я-сообщений»: «Мне не нравится, когда ты…», «Я обожаю, когда…» и пр.

КАК ПРИМЕНЯТЬ НАКАЗАНИЯ

Линия поведения родителей в применении наказаний должны зависить от 3 факторов:

1) Мотивов поведения ребенка;

2) Способности ребенка контролировать себя;

3) Обязательности выполнения того или иного правила.

В зависимости от этих трех факторов жесткость границ, которые устанавливает родитель, можно условно разделить на 4 уровня.

Если вы впервые столкнулись с понятием границ или не знаете, как их устанавливать в отношениях с детьми — специальный алгоритм есть в моей статьей “Границы и правила для ребенка: как устанавливать”.

Зеленый уровень — это самые гибкие границы. Они устанавливаются путем устного соглашения. Вы договариваетесь о чем-то с ребенком, потому что понимаете, что он уже в силах сдержать слово. К примеру, ребенок сказал что-то обидное, но вы знаете, что он достаточно взрослый, чтобы контролировать себя. Тогда достаточно проговорить ситуацию, и он исправится.

Желтый уровень — “плетеный забор”. Граница довольно мягкая. Ребенок еще учится себя вести, поэтому периодически бывают истерики, грубости и вредности, но без злого умысла. Если они случаются, наша задача – помочь ребенку научиться владеть собой. Для этого используем методы мотивации, поучительные истории, подсказки, как себя вести в той или иной ситуации.

Оранжевый уровень – «резиновая стена». Ее суть в том, что если упрямо пытаться ее пробить, то можно и по носу получить… Это те правила, которые нельзя нарушать. Мы устанавливаем санкции и внедряем их при нарушении границ.

Тот случай, когда вы триста раз обсудили, почему говорить бранные слова нельзя, мотивировали ребенка фишками за вежливость, читали поучительные сказки, а воз и ныне там — время ввести санкции.

Красный уровень — “кирпичная стена”. На этом уровне бесполезно даже наказывать, потому что ребенок все равно не может сдержаться! Единственный выход – исключить возможность такого поведения в принципе. Бесполезно наказывать годовасика за то, что он выбегает на дорогу, нужно просто не допускать, чтобы это случилось.

Если вы хотите изучить систему 4-х уровней детальнее, узнать о том:

— как устанавливать границы по-хорошему;

— как корректно вводить санкции, если это необходимо;

— какие они бывают и что нужно выбрать в каждом конкретном случае;

рекомендую изучить мастер-класс «Наказания: за, против и альтернативы».

Подробности вы можете узнать по ссылке:

Что делать, если подросток ругается матом?

Отучить от матерных выражений подростка бывает значительно труднее, чем маленького ребенка. Тинейджеры не считают родителей авторитетом и ориентируются на своих друзей и знакомых, а также зачастую на поп-кумиров и на контент в интернете.

  • Не запрещайте мат и не ругайте подростка. Разумеется, выразить свое неудовольствие стоит, но скандалы и запреты ни к чему не приведут. Попробуйте поговорить с подростком, почему он ругается матом. Убедите его, что та группа молодых людей, на которую он ориентируется, вовсе не обязательно должна считаться эталоном. Покажите подростку другой мир – пусть грамотные и интересные люди станут его кумирами, найдите хорошие книги, которые заинтересовали бы подростка.
  • Подростки не воспринимают родителей, как пример для подражания, и все же попробуйте им стать. Найдите контакт с подростком, будьте в тренде, заинтересуйте его собой. Если подросток захочет быть похожим на вас, вы сможете формировать его привычки. Если у вас не получается выйти на контакт, пусть это попробуют сделать другие родственники, братья, сестры или старшие друзья.
  • Подождите немного. Если вы видите, что подросток, в целом, учится в хорошей школе и общается с неплохими ребятами, скорее всего он перерастет период употребления нецензурной лексики. Уже в университетской среде молодые люди оказываются от мата и престижной становится красивая правильная речь.

Каждый ребенок хоть раз в жизни ругался матом – не нужно этому удивляться. Однако важно правильно себя вести. Простые запреты подействуют только на маленьких детей. С подрастающими же детьми очень важно выстроить конструктивный диалог и найти косвенные способы влияния на них.

Маленькие дети ругаются матом: что делать?

Маленькие дети, повторимся, говорят такие слова неосознанно. Скорее всего, они даже не понимают, что сказали какое-то плохое слово. Даже, если в вашей семье подобных слов не употребляют, оградить малыша от мата просто не возможно. Ведь выше мы уже указывали, что он может их услышать где угодно и совершенно от посторонних людей.

Ребенок 3 года ругается матом – это проблема, которая требует особого подхода:

Маленькие дети ругаются матом: что делать?
  1. Ни в коем случае, не ругайте малыша и, тем более, не нужно давать ему по губам. Этим вы повлияете только на его самооценку и не в лучшую сторону. Разберитесь лучше в причине такового.
  2. Если родители употребляют нецензурные слова, тогда и к гадалке ходить не нужно – следить за своей речью. Если возникнет вопрос: почему из всех слов ему понравилось именно это – ругательное? Обратите внимание на то, с какой интонацией мы произносим ругательства. Правильно, они имеют большую эмоциональность и высокую интонацию.
  3. Первый раз, конечно, следует просто сделать вид, что ничего не случилось. Поверьте, если малыш увидит, что взрослые не обращают внимания, у него пропадет интерес. Детвора первым делом всегда хочет получить внимание родителей. А как они начинают себя вести, когда ими восхищаются все родственники? Повторять какое-то действие несколько (а может и множество) раз.
  4. Ни в коем случае, не рассказывайте подруге, маме или мужу тот смешной момент, когда ваш ребенок произнес ругательство. Это только подольет масла в огонь. Раз всем смешно, значит нужно чаще его употреблять. Или делайте это без присутствия детей.
  5. Не наказывайте малыша. Это может только его разозлить и в знак протеста может и дальше употреблять плохие слова.
  6. Не нужно говорить ребенку, что он маленький – так говорить нельзя. А взрослым значит можно? Дети и так хотят быстрее вырасти, а тут еще и ругаться можно будет. И не забываем, что с возрастом они становятся взрослыми, этак в 4-5 годиков (смотря у кого какое развитие).

    ВАЖНО: Кто дал взрослым такое право – ругаться матом? Общими правилами этикета это неприемлемо в любом возрасте. И важная деталь – старшие всегда выступают примером для детей!

  7. С ребенком нужно разговаривать! Трехлетнему малышу, конечно, тяжело будет понять значение слова «некрасиво» или просто «нельзя». Стоит проявить фантазию и объяснить малышу, почему не стоит говорить такие слова.
      вообще слово «нельзя» на детей действует, как красная тряпка на быка. Конечно, все дети разные. Но лучше заменить его другими словами: «не стоит», «не желательно».
  8. А еще лучше, расскажите малышу, какие плюсы в том, что не ругаешься! Придумайте какую-то свою притчу или легенду о ругающемся мальчике (или девочке), а в помощники подключите народные приметы про ругательства (выше мы некоторые упомянули).

Все объяснили и душевно поговорили, а малыш пообещал больше не говорить плохих слов. Но тут на него начинает жаловаться воспитатель – ребенок ругается матом в детском саду. Возможно, он еще до вашего разговора давал явные намеки:

  • Схема поведения взрослого никаким образом не меняется. Это не зависит от того, где малыш употребляет плохие слова. Главная задача – это разговоры! А полоскать рот с мылом – не самая лучшая идея. Лучше уж пойти почистить зубы.
  • Важно понять то, что в детском саду есть небольшое отличие – там друзья. То есть, один ругается матом, остальные подхватывают. Опять же объясняйте ребенку, почему это плохие слова. Можете поставить в пример ругающего друга, ведь он очень некрасиво себя ведет.
  • Еще один важный нюанс – авторитет. Да, даже в таком возрасте. «Я ругаюсь – значит, я крутой!» Дайте ребенку понять, что уважения друзей можно заслужить и другими способами.
  • Если малыш задает вопросы о каких-то ругательствах, реагируйте на них спокойно. Можете даже подготовиться и рассказать историю и значение каждого слова (какими он интересуется). Главная задача – донести до него мысль, что нецензурные слова никогда не следует употреблять.
Маленькие дети ругаются матом: что делать?

  • И еще одна важная деталь – не стыдите ребенка прилюдно! Воспитатель сделал замечание, молча и спокойно отреагировали, а дома после ужина побеседовали на данную тему. Если вы начнете ругать ребенка при его друзьях – это подорвет его веру в себя и авторитет среди сверстников.
  • Нельзя не отметить, что в детском саду на деток еще действует прием – хороший мальчик (девочка). Когда ребенком станет старше, и уже будет понимать значение и смысл ругательств, дайте ему понять, что ругающихся людей никто не уважает. А в первую очередь, он сам себя не уважает. Поскольку оскорбляя другого человека, он унижает себя и показывает не с лучшей стороны.
Читайте также:  Милиум (роговая киста, белый угорь, «просянка»)

Какие плюсы использования матов?

Кроме того, что маты помогают объяснять местным гопникам, что это тоже ваш район, с их помощью можно выражать эмоции и понимать эмоции других людей, снимать напряжение, делать свою речь более серьезной и проявлять агрессивность. Также ругань помогает легче справляться с болью.

Психологи колледжа Марист в США обнаружили, что испытуемые, которым позволили повторять ругательное слово во время неприятной процедуры, справлялись с болью дольше и оценивали процедуру как менее дискомфортную по сравнению с людьми, которые повторяли во время процедуры нейтральное слово.

Ребенок ругается матом в школе: что делать?

Мы уже говорили, что после пяти лет ребенок ругается осознанно и, более того, делает это намеренно. То есть, он уже знает, когда и какое слово лучше употребить. В этом возрасте главное – это рубить еще на корню. Дальше начинается школа, друзья и самостоятельная жизнь. Ну, как самостоятельная – вы уже не ходите с ним на прогулке за ручку, он чаще и больше начинает общаться со сверстниками, ходит к ним в гости (или наоборот). Важно не запустить такое положение, но и не перегнуть палку.

Если ребенок ругается матом в школе:

  • Ни в коем случае, не ругайте и не бейте! В этом возрасте ребенок начинает уже формироваться как личность. У него появляются свои друзья, закладываются основы общения и даже положение среди сверстников. Если вы будете ругать, критиковать или, еще хуже, бить своего ребенка, то он просто замкнется в себе. А это не только плохо отразиться на общении с друзьями, но и на учебе. Ведь неуверенный в себе человек сомневается во всем.
  • Возможно, у него появились не очень хорошие, скажем так, товарищи. Тоже весьма распространенная ошибка большинства родителей – запрещать ему с кем-либо дружить или навязывать понравившихся вам друзей. Это отразиться только бунтом и еще большим ругательством. Если он действительно ввязался в плохую компанию, постарайтесь его мягко и ненавязчиво убедить в том, что это не самые лучшие друзья.

ВАЖНО: Очень часто ребята с семей, в которых и родители ругаются матом, нередко выплескивают свой гнев в виде матерных выражений. И такое может случиться с вашим ребенком, когда они, например, поссорились. Не нужно говорить, что товарищ плохой и дружить с ним не стоит. Просто дайте понять, что такие слова могут сильно их ранить, а говорить их неприемлемо. Как говориться, на ярком примере.

Ребенок ругается матом в школе: что делать?
  • В таком возрасте уже становятся важными такие аспекты, как значение и положение в обществе. Не стоит рассказывать сказки о Лешем, который забирает плохих мальчиков. А говорить матерные слова – это плохо. Если ребенок 7 лет ругается матом, то он и сам это прекрасно понимает. Здесь важны душевные разговоры. Причем нужно вещи называть своими именами. Давите (только мягко, без напора) на то, кем он станет. Стоит привести наглядные примеры, какие люди на улице чаще ругаются (их искать долго не нужно).
  • Мат часто используют для выражения своего гнева. Можете в своей семье создать такое правило – заменять нецензурные слова приемлемыми и безобидными выражениями. Пусть окружающие и не будут понимать вас в этом случае. Но зато, со своим ребенком только сблизитесь.

  • А еще лучше, научите и дайте понять ребенку, что избавляться от напряжения можно и другим способом. Например, заняться спортом, бегом или просто прогуляться на свежем воздухе.
  • Хоть и мы и говорили, что не нужно уже в таком возрасте рассказывать сказки детям о вреде мата, но одну версию в таком возрасте можно огласить. Говоря матерные слова, мы словно обращаемся к темной стороне жизни и отворачиваемся от своего ангела-хранителя. Поэтому, в жизни будут случаться беды и неурядицы.
  • Если на школьника жалуются учителя, не давите буром на ребенка вместе с ними. В таком возрасте очень важна поддержка и вера родителей. Конечно, на учителей тоже набрасывать не нужно в защиту своего чада. Просто дома попытайтесь выяснить, что случилось. Если ребенок сорвался, постарайтесь выяснить причину. Узнайте, может ли вы чем-то помочь или придумайте совместное решение данной проблемы.
  • И еще один совет – отпускайте потихоньку ребенка от себя. Он должен готовиться к взрослой жизни и становиться самостоятельным. Давайте ему право выбора и голоса в вашей семье, пусть делает ошибки. Поддерживайте всегда свое дитя, но излишне не контролируйте и не указывайте. Особенно, уже в таком возрасте.

Как матерное слово попадает в детский сад или в школу?

Психические свойства человека, определяющие его желания, способности, группируются по векторам, которых всего восемь. Существует определенный тип людей, одной из природных задач которых является реанимация наших природных инстинктов, подавленных культурой, проговаривание информации о том интимном, что происходит между мужчиной и женщиной. Это люди с оральным вектором. Так устроены их бессознательные процессы. Именно от них мы слышим то, что скрыто от нас, то, что мы можем не осознавать.

В возрасте примерно шести лет дети проходят первичное сексуальное развитие. У них возникает интерес к гениталиям, к разной степени прикрытости тела. И пробуждение этого интереса связано с матерным словом, услышанным от орального ребенка. Для детей это открытие нового, неведомого ощущения. Со временем, в ходе взросления ребенка, эти переживания забываются.