Как научить ребенка писать: практический курс для занятых родителей

Речевые ошибки всегда заметны, особенно – письменные. И если математический недочет воспринимается с пониманием, то неполноценная грамотность вызывает негодование или даже насмешку.  Почему некоторым людям безошибочное письмо дается легко, а другие не могут совладать с орфографией? Во всем ли виноват сам ученик? Можно ли ему помочь? Как научить ребенка грамотно писать так, чтобы и во взрослой жизни он оставался мастером письменной речи?

Стоит ли обучать ребенка письму до поступления в школу?

Раннее обучение ребенка письму может привести к негативным последствиям, к основным из которых относятся следующие:

Стоит ли обучать ребенка письму до поступления в школу?
Стоит ли обучать ребенка письму до поступления в школу?
  • Может возникнуть крайне негативная реакция неокрепшего организма на преждевременные перегрузки, не соответствующие возрасту ребенка.
  • Усталость мышц после длительных занятий может привести к приобретению неправильной осанки.
  • В раннем дошкольном возрасте у ребенка еще не сформирован побуждающий мотив к обучению, а действуют только игровые рефлексы.
  • Непрофессиональные попытки научить ребенка воспроизводить письменные буквы могут привести к ошибкам в их написании, а переучивание будет происходить дольше и труднее.
Стоит ли обучать ребенка письму до поступления в школу?

Учим писать до школы – возможные трудности и проблемы

Учителя начальных классов и детские физиологи в один голос убеждают родителей, что не следует самостоятельно обучать дошкольников умению писать прописными буквами. Какие же доводы они приводят?

  1. Старшие дошколята не способны в полной мере овладеть навыком письма, поскольку у них недостаточно развита мелкая моторика, не готовы запястья и фаланги пальцев, не работает зрительно-моторная координация.
  2. По правилам чистописания изучению каждой буквы педагог уделяет несколько часов. Мало кто из мам может похвастаться специальным педагогическим образованием, поэтому зачастую самостоятельные занятия приводят к неправильной технике письма.
  3. Многие педагоги жалуются, что первоклашек, рано научившихся писать, приходится не учить, а переучивать. Если вы хотите обучить свое чадо навыку каллиграфии, нужно прописывать буквы около часа в день. Дошкольникам подобная усидчивость еще не свойственна, да и мамам сложно все время сидеть рядом с малышом.
  4. Даже воспитанники подготовительных групп не всегда правильно ориентируются в пространстве листа, не все дети знают, где правая сторона, а где левая. А в более раннем возрасте малышам еще сложнее понять принцип написания букв в тетради.

Обучение грамотному письму – победима ли дисграфия?

Согласно статистике, семь школьников из десяти пишут с ошибками, и трое из десяти младших школьников страдают дисграфией.

Дисграфия становится причиной многих досадностей и несправедливых упреков. Ребенок, подверженный дисграфии, может знать правила лучше всех в классе, а вот пользоваться ими у него не получается.

Обучение грамотному письму должно идти единым фронтом: в школе, дома и, возможно, у логопеда. Грамотный учитель или хороши логопед   способны победить дисграфию даже в средней школе. Но и дома, своими силами, вполне возможно если не избавиться полностью, то хотя бы уменьшить ее воздействие. Что могут предпринять родители детей, отличающихся множеством ошибок при письме?

  • Выгуливайте ребенка, не держите его дома. Активные игры на свежем воздухе насытят мозг кислородом, повысят работоспособность малыша, обеспечат ему полноценный отдых.
  • В дошкольном возрасте позвольте дитю играть, отложите развивающие интенсивы на потом. Игра приучает малыша к соблюдению правил, самоконтролю, дисциплине.
  • По этой же причине отдайте чадо в танцевальную секцию или в спорт. Кроме волевых качеств, спорт развивает координацию, что является крайне позитивной предпосылкой при обучении грамотности.
  • Делайте ребенку легкий массаж шеи и затылка, это позволит разгрузить позвоночник, активизирует кровоток и работу мозга.

Как научить школьника грамотно писать? К утешению родителей дисграфиков, этот «орфографический недуг» исправим. Важно обратиться к специалисту вовремя и заниматься систематически. Смогут ли родители побороть дисграфию сами? Если речь идет о диагнозе, то помощь специалиста необходима.  Как распознать серьезные нарушения в письменной речи ребенка? Об этом говорят некоторые признаки…

Признаки дисграфии при безграмотном письме

Дети, подверженные дисграфии не любят писать.  Их тетрадки неряшливы, почерк постоянно меняется: от плохого до совершенно нечитабельного. Если не заниматься коррекцией, это нарушение становится причиной комплексов и трудностей в письме (во время экзаменов, на работе, в быту). Между тем, недуг может поразить даже интеллектуала – нередко умные, развитые дети оказываются совершенно беспомощными, когда перед ними кладут чистый лист и шариковую ручку:

  • Ошибки в тетрадках повторяются, их много, хотя малыш старательно учит правила.
  • У школьника плохой почерк, он путает буквы, пишет их не в ту сторону, заменяет, дописывает лишнее.
  • Почерк дисграфика может зависеть от настроения и самочувствия.
  • При всех «письменных» недостатках, дисграфики могут неплохо рисовать.

Как научить ребенка писать без ошибок? Важно помнить, что причины диграфии и дислексии (нарушений чтения, которое часто сопутствует дисграфии) могут быть разными – от педагогической запущенности (и тут виновны исключительно родители) до особенностей генетики. Как видите, вины школьника и в том и в другом случае нет, поэтому он нуждается в помощи и не заслуживает упреков и порицаний.

Возможно, малыш просто не хочет учиться, может быть, ему неинтересно. И тогда необходима альтернатива. Скучный учебник с успехом заменяет увлекательное пособие, например, “Секреты орфографии”Граник Г., где правила сочетаются с заданиями для начертить схемы правил или заучить  их с помощью мнемонических символов. Устройте игрушечную школу с настоящими атрибутами: маленькой доской, мелом, крошечными тетрадками и дневниками.

Читайте также:  Как занять ребёнка дома бесплатно и просто?

Правильное письмо: как преодолеть ошибки

Чтобы научить ребенка писать грамотно, нужно разобраться, как происходит процесс письма и какие качества мышления необходимо развивать:

  • Память руки – в основе этого фактора лежит двигательная память. Написав трудное слово несколько раз, школьник запоминает его и может вспомнить орфографию автоматически, не задумываясь.
  • В связи с правилом, озвученным выше, возникает вторая предпосылка: нельзя допускать ошибки. Написав слово с ошибкой хотя бы один раз, мы фиксируем ее в памяти. В следующий раз мы ошибемся там же почти наверняка. Если ученик не знает, как написать слово, пусть лучше задаст вопрос или подсмотрит в книге.
  • Слух, а именно способность различить звуки речи, определять их характеристики, привязывать их к правилам – одна из главных предпосылок грамотности.
  • Орфографическая  артикуляция, самодиктант , проговаривание слова так, как оно пишется, задействует сразу несколько видов памяти: слуховую, артикуляционную (двигательную), орфографическую. Кроме того, ребенок учится принимать решение, тренирует мозговые процессы, отвечающие за грамотность при письме. Это же прием можно применять и на уроках, только проговаривать нужно шепотом.
  • Письмо с комментариями – высший пилотаж правильного письма. Прежде, чем написать, школьник поясняет правило, которое собирается применить. Это упражнение способно довести орфографические навыки до полного автоматизма.

С чего начать обучение письму?

До непосредственного перехода к обучению письму необходимо пройти несколько обязательных этапов без которых работа с письменной речь будет неэффективной. 

  • Обучение устной речи

Существует мнение, что изучение иностранного языка начинают со знакомства с алфавитом, обучения чтению, только затем переходят к письму. Однако, такой подход не совсем верный. Изучая родной язык, дети в первую очередь учатся говорить: повторяют за взрослыми, запоминают фразы из мультфильмов, по максимуму воспринимают речь на слух, а затем просто копируют основные слова и фразы. 

То же самое должно происходить и с английским языком. Дошкольники начинают изучать иностранный язык в контексте: преподаватель общается с ними на новом языке, ученики учат слова и фразы в общении. Только после наработки устной базы можно переходить к обучению письму. 

  • Изучение букв

В данном случае этот процесс напрямую связан с обучением чтению. Ученики изучают буквы: как их произносить (используются ассоциации с картинками и словами, например, a-apple), заучивают в виде песни, учатся писать буквы и ассоциативно связанные с ними слова. На данном этапе работают с написанием букв и элементарных слов в прописях. При работе с прописями очень помогут визуальные сопровождения к словам или целым предложениям, прописывание “в воздухе”, тренировка отдельных элементов букв. Для дополнительной мотивации хвалите ребят, проводите игры, например, “напиши букву с закрытыми глазами” или “кто первый вспомнит и правильно напишет пропущенные буквы в алфавите”.

  • Дальнейшая работа со словами

После изучения букв и правописания элементарных слов начинается более глубокая работа с письмом. В большинстве случаев к этому моменту ребенок достигает уровня pre-beginner или beginner (на предыдущих двух этапах ученик был на уровне starter). Письменная речь развивается при работе с лексикой. Ученики соединяют слова и картинки, затем заполняют пропуски в словах или целых предложениях. Также могут использоваться такие задания как:

  • unscrable words;
  • мини-диктанты (если ученики еще не могут написать слово полностью, то можно заранее подготовить заготовку: например, текст с пропусками или набор слов у которых уже есть первая и последняя буква);
  • кроссворды;
  • написание заголовков к иллюстрациям;
  • заполнение пропусков в песнях;
  • заполнение пропусков в комиксах уже готовыми фразами.
  • Работа со свободной письменной речью

Все ранее описанные задания относятся к этапам controlled или semi-controlled practice. При работе с развитием письменной речи, как и с любым другим навыком важно идти от простого к сложному. Последний этап работы с письмом – freer practice, где уровень сложности заданий и свободы ученика выше. К таким заданиям относятся:

  • письменные ответы на вопросы;
  • создание собственных открыток;
  • написание чата или диалога;
  • написание рассказа по картинкам;
  • написание мини-эссе или личных писем;
  • написание краткого содержания рассказа;
  • создание проектов (например, тематических, “my family”, “my toys” и т.д.).

В данном случае ученику очень помогут уже имеющиеся заготовки и шаблоны: фразы, которые они ранее  тренировались писать по отдельности, определенные клише. Следует помнить, что даже на этапе свободной письменной речи ученикам может понадобиться определенная опора: ключевые слова и фразы, пример письма/сочинения/проекта. 

Почему у ученика не получается писать?

Такая проблема возникает у многих преподавателей. Основная причина подобной ситуации – недостаток разговорной базы. Часто ученик просто еще неготов перейти к письму. В таком случае не стоит подгонять студента, ведь у каждого свой индивидуальный темп обучения. Лучше продолжить наращивать словарный запас, развивать монологическую и диалогическую речь, а к письму перейти чуть позже. 

При обучении письму важно придерживаться принципа от простого к сложному, от наращивания разговорной базы к непосредственному развитию письменной речи. Важно переходить к письму когда ученик действительно будет к этому готов и начинать с заданий на controlled practice (например, задания на заполнение пропусков и дополнение предложений, плавно переходя к freer practice (например, составление рассказа о себе). Также необходимо понимать, что обучение письму не происходит за один день – это долгий и непростой путь. В силах учителя помочь развить навык и мотивировать ученика.

Желаем успехов!

Анастасия Дорофейкина

Поделиться ссылкой:

Ещё документы из категории педагогика:

Урок на тему «Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса» Конспект дефектологического занятия «Осень» Урок на тему «ХОРЕОГРАФИЯ – ИСКУССТВО, ЛЮБИМОЕ ДЕТЬМИ» Конспект урока на тему «Формирование мотивации образовательной деятельности учащихся через метапредметные уроки» Урок на тему «Роль современного естественнонаучного кабинета и набора трёх «Т» (таланта, терпения, труда) как основных инструментов для всестороннего изучения ВПКН» Конспект урока на тему «Жизненные цели подростков» Сценарий групповой родительской мини-конференции «Любовь. Доброта. Забота» 65796657926579165790657376572865716

X Код для использования на сайте: Ширина блока px

Читайте также:  Центильные таблицы для мальчиков и девочек по годам

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

Как научить ребенка писать письмо?

Главная » Воспитание и развитие ребенка » Методики обучения детей » Как научить ребенка писать письмо?

Великая сила заключена в пере! Дети доподросткового возраста, научившиеся писать, творчески подают мир, лучше выражают свои мысли и справляются со своими чувствами. Они с удовольствием пишут письма друзьям, учителям и членам семьи.

Результат Лучший способ вдохновить своих детей на это важное дело — научиться писать — заключается в одном-единственном слове: поощрение. Как только ваш сын поймет, что хорошо написанная записка с изъявлением благодарности тете привела к получению им более интересного подарка на день рождения, чем подарки его двоюродным братьям, которые писать не умеют, дело сделано.

Дети часто не знают, как найти нужные слова, а тем более изложить свои мысли в письме. Конечно, заманчиво дать им переписать то, что вы написали заранее, но лучше все-таки помочь им, задавая наводящие вопросы: что ты почувствовал, когда дедушка подарил тебе игровую приставку? Что тебе больше всего понравилось в книгах, присланных тетей? Если они в замешательстве останавливаются, не зная, что написать после традиционного «Как дела?», предложите им рассказать, как они проводят день, чем заняты другие члены семьи и какие у них планы на выходные. Когда основные мысли нашли свое отражение на листе бумаги, помогите им с правописанием, но только если они вас об этом попросят. Дедушки и бабушки хранят письма маленьких внуков, как величайшее сокровище, перечитывают их со слезами на глазах, а характерные ошибки только добавляют письмам прелести.

Для личной переписки дети могут воспользоваться вашим домашним компьютером. Наклейки с обратной стороны конверта — хорошая замена восковых печатей. Письма с выражением благодарности совершенно не обязательно отсылать в конверте.

После того как ваши дети отработали свой стиль на друзьях и родственниках, можно перейти к настоящему доказательству могущества написанных слов. Помогите малышам написать письмо любимому писателю и отошлите через издательство. По нашему опыту, они всегда передаются адресату, и нет ничего лучшего, чтобы вдохновить молодой талант, чем личный ответ настоящего писателя. Здесь возможны самые разные варианты: информация о новой книге, приглашение на встречу с читателями и т. д. Не исключено, что в следующей книге этого автора даже появится персонаж, носящий имя вашего малыша.

Прочитайте всем об этом! Десятилетний Гордон написал в местную газету, что считает неправильным намеченное на ближайшее будущее строительство офисного здания на месте детского парка развлечений. Все местные школы отреагировали и составили петицию. Для офисного здания нашлось другое место.

Мой дорогой дневник Делая записи в дневнике, дети доподросткового возраста доверяют бумаге свои самые сокровенные мечты и желания, или пересказывают, кто что сказал на детской площадке, или приводят меню ужина. С дневниками связаны две проблемы: родители периодически заглядывают в них, и дети от них устают. Избавьтесь от обеих проблем разом, заведя семейный дневник, в который все члены семьи вносят свои записи по особым случаям — поездка за границу, спортивный праздник в школе и т. д. Спустя много лет, достигнув преклонного возраста, вы будете с куда большим удовольствием читать семейные мемуары о памятных датах и событиях, чем записи вроде «Маша стукнула Клару в нос и назвала ее вороной».

Друзья по переписке Электронная почта сделала мир меньше, но письма в почтовых конвертах добавляют ему волшебства.

Настоящий переплет После того как ребенок придумал персонажей и сюжет и изложил свои мысли на бумаге, предложите ему проиллюстрировать свою работу, сделать обложку, написать заголовок и содержание. Чтобы завершить процесс «книгоиздания», пробейте в листах дыроколом две дырки, проденьте в них ленточку и завяжите. Более амбициозные родители могут посетить местную переплетную мастерскую.

«Королевы и короли» «Короли и королевы» часто не любят писать, это кажется им не слишком солидным родом деятельности с ограниченной возможностью показать себя. Предложите им написать пьесу и сделать для нее программки. А если вы еще сумеете уговорить всех домашних одеться в вечерние костюмы для премьеры, то вам удастся наставить их на писательский1 путь.

Почему нельзя подгонять и переворачивать песочные часы

Мы говорили про сложности во время чтения. Если мы понимаем, что процесс чтения идет плохо, что мы делаем? Ребенку, допустим, 6-7 лет, и он медленно читает, угадывает. Вообще, до какого этапа нормально угадывать концы слов? 

— Ни до какого. Никогда не надо ничего угадывать. Если ребенка учить правильно читать и не торопить: «быстрее, быстрее, быстрее», не ставить таймер и не переворачивать песочные часы, то все легко переходят с одного этапа на другой. 

А неправильно учить это как — когда подгоняют, требуют скорости? 

— Конечно. Есть способы чтения. Первый способ — это слоговое чтение с использованием внешних опор: водить пальчиком, проговаривать, смотреть и слушать, что читаешь. Набрав опыт, ребенок переходит на второй этап — слог плюс слово, какие-то слова он начинает декодировать быстрее и читать целиком. Возникшая гипотеза сличилась с тем, что написано, ускорение произошло само собой. При чтении знакомых слов такой процесс сличения гипотезы с реальным написанным словом, то есть возвращение к побуквенному анализу, становится излишним, и читающий узнает слово сразу. 

Следующий этап — это беглое чтение. 

Отдельный параметр чтения — это скорость. Во-первых, скорость — это достаточно индивидуальная история. Например, мой папа медленно читает, но он, в принципе, медлительный человек. Медленно, не в смысле, патологически медленно, а не так быстро, как другой. Если мама холерик, она может сказать: «Ах!» — и побежала, то папа: «Нет, подожди, надо посмотреть». Это совершенно разные темпераменты. Так же и у ребенка надо его особенности учитывать.

Например, дети садятся вместе читать, один быстро читает страницу, а другой — медленнее, но это не значит, что он читает плохо. Раньше ребенок мог не уметь читать до школы и до конца второго класса он имел право расчитываться. Сейчас уже, конечно, нет. 

Все хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс с беглым чтением, а отсюда все проблемы. От него требуют, а он никак не переходит на этот этап — то ли он действительно физиологически незрелый, проблемы с речью, то ли память, то ли произвольности нет. И надо разбираться, в чем проблема. 

Понятно, самое главное — это ребенка не торопить. Я сразу вспоминаю, как в первом классе сейчас сразу спрашивают, сколько слов в минуту у вас ребенок читает. 

Читайте также:  Как чистить уши новорожденному — правила ухода

— Очень плохо. Вообще, скорость ни про что не говорит. Мы читаем не для того, чтобы просто читать или читать быстро, а для того, чтобы понимать и получать новые знания. Гнаться за скоростью не нужно. 

Я пошла в школу читающим ребенком, когда многие еще не читали, и тряслась, как осиновый лист, когда нас с секундомером проверяли на скорость, потому что это экзамен, а как следствие стресс, при этом никакой объективной картины.  Никаких секундомеров быть не должно, это не тот замер, который нужен. Нам скорость ради финиша вообще не нужна. Мы читаем для получения удовольствия, получения новых знаний, информации, но никак не для скорости. 

Когда говорят про набирание скорости чтения, то это, как правило, про улучшение формирования навыка чтения. Например, на курсах по скорочтению. А чтение по диагонали — это искусственное ускорение, в котором теряется смысл самого чтения. Разве возможно читать Набокова по диагонали? 

Курсы скорочтения, кстати, это возможная история?

— Да, на курсах скорочтения делают опоры на все базовые функции: расширение поля зрительного восприятия, концентрация внимания, работа с памятью. 

Люди лучше запоминают, когда записывают информацию

Почерк – это двигательный и познавательный процесс, который помогает людям запоминать написанное. Формируя буквы вручную, мы создаем в мозгу следы и цепочки памяти, которые реактивируются, как только мы снова встречаем слова (например, в других текстах). Такие процессы не происходят при наборе текста, поскольку движение пальцами по клавиатуре не связано с формой букв. Следовательно, нам труднее запоминать то, что мы только напечатали.

Люди лучше запоминают, когда записывают информацию

Связь также показало исследование, в котором европейские студенты, которые делали записи исключительно на компьютере получили более низкие оценки, чем учащиеся, которые конспектировали лекции с помощью ручки и на бумаге.

Как научить школьников младшего возраста писать быстро

Как ни странно, но скорость письма важна не только для учеников старших классов и студентов из-за того, что преподаватели быстро надиктовывают информацию. Когда малыш медленно пишет, он быстрее утомляется и хуже усваивает знания.

Освоить быстрое и грамотное письмо очень важно в максимально короткие сроки, так как это пригодится ребенку в будущем. Если вам кажется, что это непосильная задача, то спешу вас обрадовать — это под силу даже самым ленивым родителям, нужно лишь учесть некоторые нюансы:

  • Следите чтобы ребенок держал ручку правильно (на среднем пальце между фалангами и придерживал указательным и большим). Если с этим возникнут трудности, то попробуйте купить специальную накладку или просто трехгранную ручку, либо воспользуйтесь перьевой моделью.
  • Подготовьте рабочее место таким образом, чтобы у ученика не уставала спина и шея.
  • Пользуйтесь тетрадями в косую полоску, учитесь в ней как правильно распределять место от буквы к букве и от слова к слову.
  • Отдельно показывайте, как правильно соединять прописные буквы между собой, выработайте их до автоматизма, чтобы не было необходимости задумываться при письме об этом.

Не обязательно заставлять юного ученика сразу писать красиво, намного важнее, чтобы почерк был разборчивым и внятным. В итоге со временем у каждого из нас формируется свой индивидуальный стиль письма, и нет необходимости доводить его до каких-то стандартов.

Обязательно посмотрите обучающее письму видео, оно также пригодится в этом нелегком деле.

При написании на академический отпуск

Данное заявление предусматривает просьбу студента о предоставлении ему отпуска, которое составляется в исключительных случаях. Оно должно быть подкреплено документально, например, если по состоянию здоровья, должна присутствовать справка из медицинского учреждения, которая прикрепляется к заявлению.

Когда заполняется «шапка» указывается курс, факультет и специальность студента, может указываться адрес проживания и телефон. В тексте указывается просьба о самом отпуске и причина. Пример текста: прощу предоставить мне академический отпуск на 2014/2015 учебный год по состоянию здоровья. В зависимости от причины, указать какие документы прилагаются. Далее дата и подпись составителя.