Как научить ребенка определять время по часам быстро и легко

Есть ли какие-то общие рекомендации, в каком возрасте можно начинать обучение ребенка счету, чтобы все прошло легко? Несомненно, общепринятые усредненные показатели есть, однако применять любые рекомендации относительно вашего малыша необходимо с осторожностью и четким пониманием того, что ваш ребенок уникален и у него могут быть свои, особые сроки обучения и познания нового мира.

Когда начинать обучение?

Первые пробные «уроки» ребенок получает еще с пеленок – когда в разговоре родные указывают количество предметов вокруг малыша (одна игрушка, две ручки, три карандаша). Но ожидать от крохи понимания и осмысления этих понятий еще рано. Психологи утверждают, что к годовалому возрасту ребенок начинает понимать количество окружающих вещей, к 2-3 годам может посчитать до 5 и лишь в 4-5 лет приходит понимание простейших арифметических действий. Все эти временные рамки сугубо индивидуальны: одни осваивают раньше, другим же не дано стать юными математиками (и это абсолютно нормально).

Уже можно?

Самые известные гуру педагогической науки считают, что до достижения ребенком возраста 3-4 лет (времени максимального развития двигательной активности) у него итак есть множество интересных, серьезных и достаточно сложных дел – научиться сидеть и ходить, освоить навыки использования горшка, начать не просто издавать отдельные звуки, а добиться связной речи, научиться справляться с одеждой, а также победить в борьбе со столовыми приборами. А еще много сил и энергии вашему ребенку потребуется для освоения и отработки совершенно нового для него навыка – коммуникации (построения социальных связей с окружающими). Имеет ли смысл дополнительно нагружать ребенка и учить считать? Большинство специалистов говорят однозначное «нет».

Что же делать, если ваш малыш активно демонстрирует готовность к изучению нового и самостоятельно, без целенаправленных занятий освоил, например, цифры до 5? В этом случае – продолжать занятия с обязательным соблюдением нескольких простых, но очень важных для дальнейшего (в том числе и физического) здоровья малыша, правил:

  1. Ваш малыш должен демонстрировать устойчивый интерес к таким занятиям. Никогда не принуждайте малыша к занятиям, в этом случае он не способен будет что-либо запомнить!

  2. Все обучение должно проходить исключительно в легкой, игровой форме. Важно понимать, что любое настояние или навязывание грозит обернуться проблемами с дальнейшими уроками.  

  3. Обучение цифрам до 5, а в некоторых случаях и до 10, обычно проходит без дополнительных специальных занятий. Для этого необходимо, чтобы родители чаще озвучивали количество окружающих ребенка предметов (особенно в знакомой ему обстановке). Это может происходить незаметно в процессе любой другой деятельности.

  4. Обязательно используйте наглядные материалы – карточки, таблицы, наклейки с предметами и цифрами. Они должны находиться по всему «пути следования» ребенка и сопровождать все его передвижения в знакомом пространстве. Регулярно по мере запоминания меняйте их расположение и количество.

  5. Не должно существовать никаких временных рамок для таких занятий, если вы почувствуете, что ваш малыш через 5 минут уже потерял интерес и заскучал, сразу прекратите занятие или постарайтесь переключить его внимание на новый вид деятельности.

  6. Уровень восприятия ребенком информации может быть различным, многое зависит от настроения малыша и его готовности к изучению и воспроизведению новых или уже знакомых данных.

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

Подготовка к устному счёту

Ваш ребёнок уже знает все цифры. Он также хорошо умеет считать различные предметы. Вы хотите научить его быстро считать, не перечисляя все предметы, а отвечать на вопрос: «Сколько?» сразу. Это трудная и серьёзная проблема: «Как научиться считать?». Только Вы можете помочь малышу справиться с ней.

Ведь всем известно, что ребёнок не умеет что-то делать до тех пор, пока ему не объяснили, как это делать. Специалистами доказано, что научить ребёнка быстро считать можно с трёх лет.

Порядок обучения устному счёту состоит из шести этапов обучения. Возможно, Вы сможете проходить по 1-2 этапа за один год развития. Но вначале обязательно запомните самое важное: всё должно быть строго индивидуально и только при желании самого ребёнка! Вначале заинтересуйте малыша, придумайте весёлую игру!

Итак, Вам необходимо научить ребёнка:

  1. уверенно различать, где находится один предмет, а где много;
  2. понимать и правильно применять понятия «поровну», «больше», «меньше», «столько же»;
  3. уверенно называть состав каждого числа в пределах 10, а позднее и до 20;
  4. использовать в своей речи порядковое числительное (первый, второй…) и количественное (один, два..);
  5. на глаз точно соотносить каждую цифру с нужным количеством предметов;
  6. уметь разбирать простую задачу на сложение и вычитание разными способами.

Помните! Всё обучение должно быть в игровой форме с использованием предметов. Тогда этапы обучения устному счёту запоминаются ребёнку постепенно, и имеет два уровня:

  1. Двигательный: вначале он должен руками передвигать предметы, затем на расстоянии указывать на них, не трогая, и только потом считать предметы глазами.
  2. Речевой: вначале все свои движения громко он озвучивает, затем учится шёпотом и вот только потом про себя!

Познакомьте своего ребёнка со всеми способами счёта, а он обязательно выберет самый удобный для себя. Вначале, пока Ваш малыш только умеет считать до 10 – покажите счёт на пальцах, счётными палочками, на счётах и линейкой. Если Ваш ребёнок уже ученик 2-3 класса ему поможет математический квадрат с цифрами от1 до 100, сложение и вычитание в столбик, уравнением, пропорцией. Каждый способ должен быть отработан много раз, пока он не станет автоматическим навыком!

Умение складывать начальная стадия обучения

Для качественного обучения, ребенка следует в этом заинтересовать. Необходимо продумать тренировки, чтобы они проходили увлекательно, с элементами игровых форм. Одно из основных условий – во время прогулок считать все – деревья, птиц, фрукты и прочее. Учить малыша умению считать можно уже с двухлетнего возраста. Но запомните, что начальная стадия должна ограничиваться цифрами от 1 до 5, не далее.

Постарайтесь внушить ребенку, что умение считать довольно полезно и выгодно, хорошо помогает в жизни. Используйте для этого любой пример – посещение магазина, сервировку стола, одевание на прогулку. Указанные действия помогают развивать у ребенка слух, память и умение считать.

Обучения подсчету в уме

Со временем возникнет вопрос обучения подсчету в уме. Здесь необходимо действовать так, чтобы заинтересованность у малыша не улетучилась. Чтобы начать обучение, проведите небольшое тестирование. Пусть ребенок подсчитает количество стоящих на полу игрушек и определит – сколько их станет, если добавить еще одну? Если у малыша при этом возникли затруднения, советуем занятия по математике усилить, применяя для этого все известные способы.

Малыш уверенно должен знать, чем отличаются математические определения «больше» и «меньше». Очень хорошо для этого воспользоваться цветными картинками, на которых малышок должен подсчитывать количество используемых цветов или самих предметов.

Обучайте составу чисел.

Маленький ученик должен понять, как может получиться цифра пять, что для этого необходимо. Для этих упражнений вам пригодятся специальные цифровые карты, с помощью которых вы сможете проводить с малышом сложение, вычитание или сравнение. Тренируя память, ребенок довольно скоро станет понимать, из каких цифр складывается заданное число. И дойдя до десяти, заниматься ему будет очень легко. Не забудьте на примерах пояснить, что при перестановке цифр местами искомое значение не поменяется.

Устная методика

При обучении ребенка устной методике счета рекомендуется приводить ему для этого максимальное количество примеров. Ищите их всегда и везде – для этого полезно использовать прогулки на улице. Номера машин, домов, рекламные плакаты – все можно использовать для подобных тренировок. Со временем ваш малыш уже более уверенно начнет осваивать счет от десяти и более.

Читайте также:  Проблемный родитель: как с ним говорить и что делать?

В заключении добавим, что единого мнения в вопросах математической подготовки ребенка перед школой нет. Здесь в основе заложены индивидуальные возможности каждого ребенка, которого так же не стоит перезагружать обучением математике.

В числе хороших советов можно привести то, что для обучения правильному и быстрому счету в уме необходимо устроить так, чтобы вокруг ребенка не было подручных средств, которыми он мог бы воспользоваться. Наблюдайте за тем, чтобы малыш украдкой не загибал пальцы, не перебирал счетные палочки или мелкие игрушки. Главное в этом – практические занятия, как можно больше. От этого будет зависеть, с какой скоростью в уме ваш ребенок будет складывать или отнимать, умножать или делить заданные числа.

На период обучения стоит набраться терпения, проявить внимание к малышу, помогать ему на начальных занятиях. И результат не заставит себя долго ждать.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Дата публикации: Последнее изменение:

Готов ли ребенок учиться читать: как определить?

  • Желание учиться. Мотивация является важнейшим компонентом обучения — дети должны восторгаться, по-настоящему быть заинтересованными начать читать, тогда они приложат все усилия, чтобы научиться.

  • Игры “я пишу” и “я читаю”. Если вы увидели, что малыш взял книгу и рассматривает страницы, имитирует чтение или же пытается выводить карандашом не просто рисунки, а зигзаги, напоминающие буквы — это признаки, на которые стоит обратить внимание.

  • Вовлеченность в историю и внимательность. Насколько внимательно ребенок слушает читаемую сказку? Насколько он вовлечен в историю, которую читаете? Может ли пересказать ее? Если малыш не просто слышит, а с интересом слушает и запоминает то, что вы читаете ему, наверняка вы можете делать первые шаги к его обучению.

  • Понимание как открыть книгу, листать, осознание того, что предложения читаются слева направо — еще один звоночек, который свидетельствует об интересе ребенка.

  • Интерес. Ваш малыш может указывать на большие буквы и отождествлять их с чем-то ему знакомым, распознавать несколько строчных букв? Когда читаемый вами текст перестает быть для него просто набором символов, присмотритесь.

  • Умение различать читаемые звуки. Хороший метод определить, знает ли малыш о звуковой структуре слов — это возможность проверить, умеет ли он рифмовать простые слова, определять первый и последний звук.

  • Развитая устная речь. Если у вашего сына или дочки отсутствуют проблемы с произношением и ошибки в согласовании слогов, он или она может начинать учиться.

Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка: рекомендации родителям от психолога

Научить читать можно в несколько этапов в зависимости от возраста маленького ученика:

  • 2-3 года — идет работа над образным мышлением, родители вызывают интерес к читаемым сказкам, вместе рассматривают картинки.

  • 4-5 лет — происходит первое знакомство с азбукой, простое звуко-буквенное обучение.

  • 5-6 лет — можно научить читать слова, предложения, пересказывать читаемый текст.

Обучение счету с помощью игры «кубиков знаний»

Перед тем, как научить ребенка считать цифры, следует тренировать память ребенка пересчетом пуговиц на рубашке или ступенек на лестнице. Однако, лучше всего справиться с обучением счету в пределах пяти цифр помогут «кубики знаний». Их можно приобрести в магазинах канцтоваров или игрушек в количестве 108, по 36 в каждой коробочке.

В дополнение к кубикам нужно иметь карточки с изображением цифр от 1 до 5 и небольшую коробочку, на дне которой будут начерчены пустые клеточки. Размер каждой из них должен быть чуть больше площади ребра кубика, чтобы ребенок без труда мог его там разместить.

Если купить кубики не удалось, их можно сделать самостоятельно из бумаги, а внутри заполнить их пенопластом или крупой, после чего обмотать скотчем для прочности.

Первый шаг состоит в том, чтобы понять, сколько кубиков, стоящих подряд, может сразу сосчитать малыш без пересчета пальцем. Для этого попеременно нужно ставить разное число фигур рядом в коробочку.

Начинать игру нужно с того, чтобы ребенок взял в руки один кубик, установил его в клеточку слева и положил перед коробкой карточку с цифрой «1». Потом нужно добавить к одному кубику второй и спросить малыша, сколько кубиков он теперь видит. Когда он назовет цифру «2», значит карточку с цифрой «1» нужно будет заменить.

Преимущества такого метода по сравнению со счетными палочками и счетом на пальцах в том, что ребенок видит целую картину из выстроенных в ряд, а не хаотично, фигур и пустых клеточек. Именно это помогает ему в будущем отождествлять эти картины с числами.

Минутная стрелка

Когда малыш поймет, что такое час, начните знакомство с ходом минутной стрелки:

  • Обратите внимание, как отличать две стрелки: одна толще и короче, другая тоньше и длиннее. Расскажите, что ход обеих начинается с цифры 12 и у нее же заканчивается. Покажите наглядно, как двигаются стрелки.
  • Скажите, что продолжительность одного часа – целых 60 минут.
  • Объясните пятиминутное деление от 12 до 1 часа. Затем нужно научить малыша считать наизусть в следующем порядке: 5,10, 15, 20 и так до 60.
  • Скажите, что минутная стрелка проворнее, чем часовая: пока последняя сдвинется на одно деление, первая обойдет циферблат полностью.
  • Обратите внимание, что, когда толстая стрелка показывает точно на определенную цифру, тонкая указывает на 12.
  • Дайте определение понятию полчаса, покажите, где в таком случае должна располагаться минутная стрелочка. Затем перейдите к объяснению, где будет находиться стрелка, когда от начала хода пройдет 5, 10, 15 минут. Для простоты нарисуйте второй круг цифр поменьше, от 1 до 60.

Для объяснения, что такое четверть часа, без четверти, нарисуйте круг, где будут только цифры 3, 6, 9, 12. Покажите, как этот круг разбивается на четыре части.

Что ещё важно знать

Если вы хотите научить ребенка играть самостоятельно, не забывайте, зачем вы это делаете. Самостоятельные игры помогают развить в ребенке самостоятельность и независимость. Он не должен чувствовать одиночество и ощущать себя отвергнутым.

Не наказывайте его времяпровождением один на один с собой. Он возненавидит оставаться один и будет чувствовать себя ненужным. Поэтому не используйте это таким образом.

Когда малыш настаивает и просит вас быть с ним – уделите ему немного своего времени. Но делайте это качественно. Отложите все свои дела, гаджеты и проведи время только с ним. Дети тонко чувствуют такие моменты. Поэтому чем настойчивее вы пробуете оставить его одного и заняться другими делами, тем сильнее он будет в вас нуждаться.