Как меняется рост и вес малыша в первый год жизни?

Кризис новорожденности является одним из возрастных кризисов развития человека. Он начинается сразу после рождения как промежуточный этап между внутриутробной и внеутробной жизнью ребенка. Этот период не только оказывает огромный стресс на организм младенца, но и влияет на все его дальнейшее развитие.

Кормление

Младенец должен активно сосать грудь или бутылочку со смесью, а при наступлении голода громко кричать, чтобы мама обратила на него внимание. И это не просто норма, а даже показатель того, что ребенок здоров, подчеркивает доктор.

Чтобы удовлетворить аппетит младенца, находящего на ГВ, кормить грудью его нужно по требованию. Интервал между кормлениями желательно делать не менее 40-60 минут, но не более 5 часов. На смешанном и искусственном вскармливании обычно хватает 6-7 кормлений в сутки.

Продолжительность сосания может быть разной. Активным детям порой достаточно и 5-7 минут, а у других малышей кормление занимает 30-40 минут. Все это варианты нормы.

— Если ребенок висит на груди — это не значит, что он постоянно хочет есть. Около 30 минут обычно достаточно для того, чтобы здоровый малыш наелся. При этом во время сосания младенец может делать перерывы на 1-2 минуты. Малыш отдыхает, это нормально.

Сразу после кормления или спустя час-полтора после него ребенок может немного срыгнуть молока или смеси. Это связано с физиологической незрелостью ЖКТ у младенцев.

Когда стоит обратиться к врачу?

Бить тревогу надо, когда ребенок не проявляет признаков голода на протяжении дня: у него нет выраженного сосательного рефлекса, он много спит, почти не плачет и не просит кушать более 5-6 часов, если его не будить. В такой ситуации нельзя медлить: срочно обращайтесь к специалисту.

Ненормально также, если ребенок сосет грудь вяло и быстро устает, например, сосет 1-2 минуты, а потом отдыхает около 5 минут. Если у младенца во время сосания синеет область носогубного треугольника, это также должно насторожить родителей, поскольку может говорить о проблемах с сердцем или неврологических нарушениях.

Стоит проконсультироваться с педиатром и в случае частых срыгиваний сразу после кормления или через 1,5−2 часа после него. Плохо, если это обильные срыгивания, словно «фонтаном». В такой ситуации получается, что ребенок не получает необходимого питания. Опасным звоночком также являются частые и обильные срыгивания через нос. Это может говорить о такой патологии, как неполная расщелина неба, говорит медик.

— Иногда вроде бы голодный и активный ребенок не может захватить сосок при грудном вскармливании. При этом с бутылочкой у него нет никаких проблем. В таком случае нужна помощь стоматолога, потому что это может указывать на короткую уздечку языка.

Дек Развитие новорождённого на первом году жизни.

Posted at 21:44h in Справочник by admin

Средний вес новорожденного ребенка колеблется от 3000 до 4000 г при нормальном сроке беременности в 38–40 недель. Рост ребенка при этом обычно от 46 до 56 см.

Ребенок массой меньше 3 000 считается маловесным, а при массе свыше 4000 г – крупным. Мальчики по статистике, обычно на 100–300 г тяжелее, чем девочки.

В первые несколько суток происходит так называемая физиологическая убыль массы тела. У здорового и доношенного ребенка она может составлять до 10 % массы тела при рождении. Происходит это вследствие большой потери жидкости ребенком через кожу и при дыхании при недостаточном поступлении жидкости внутрь. Однако, при правильном уходе и вскармливании, уже к 5–7 дню масса тела полностью восстанавливается.

Читайте также:  Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

В дальнейшем нарастание массы тела в течение года происходит по следующей схеме:

1-й месяц 600 г;

2–3 месяцы – по 800 г;

каждый последующий на 50 г меньше, чем предыдущий (750; 700; 650 и т.д.).

Вы можете сверить данные с таблицей, приведенной ниже. По ней можно легко вычислить рост и вес ребенка.

Возраст, мес Нормальная прибавка в весе за месяц, г Нормальная прибавка в весе за истекший период, г Нормальная прибавка роста за месяц, см Нормальная прибавка роста за истекший период, см
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

600

800

800

750

700

650

600

550

500

450

400

350

600

1400

2200

2950

3650

4300

4900

5450

5950

6400

6800

3

3

2,5

2,5

2

2

2

2

1,5

1,5

1,5

1,5

3

6

8,5

11

13

15

17

19

20,5

22

23,5

25

Характерно, что и дети, рожденные с большим весом, и дети, вес которых при рождении был ниже нормы (включая недоношенных), если ребенок здоров, обычно через 4–5 месяцев примерно сравнивается.

Конечно, наследственность имеет значение, и если малыш унаследовал высокий рост от родителей – естественно, он может быть немного выше сверстников. Но это, как и обратный процесс, не говорит ничего о том, каким вырастет ребенок. Дети растут и развиваются неравномерно.

Примерные ориентиры

Так можно ли хотя бы примерно оценить, нормально ли растет малыш? У педиатров существует множество способов оценки развития ребенка, но все они очень относительны. При оценке по формулам считается, что первые шесть месяцев ребенок должен прибавлять по 600-800 г за месяц, а во втором полугодии – около 400 г в месяц. Считается, что к месяцам вес должен удвоиться, а к концу года – утроиться. При этом 10% отклонения в ту или иную сторону считаются нормой.

На ежемесячном осмотре педиатра интересует не только рост и вес, но и обхват головы и груди крохи – сопоставление этих параметров говорит о гармоничности развития ребенка. В среднем, до 3х месяцев голова растет быстрее грудной клетки (это косвенное свидетельство роста головного мозга), затем они сравниваются с точки зрения скорости роста, а в 5-7 месяцев грудь начинает расти быстрее. Хотя и здесь возможны варианты: встречается масса совершенно здоровых "головастеньких" детей.

Довольно информативной является оценка ребенка по центильной шкале. Отптимальным считается развитие, которое укладывается в центили 25-75 – это средний коридор, в котором находятся более 50% детей. Многие педиатры используют вот такую табличку для контроля за ростом и весом малыша, однако это усредненные данные, которым многие дети не соответствуют в конкретный месяц, при том, что за год в целом получают близкую к контрольной прибавку в росте и весе.

Месяц Нарастание массы тела и длины ребенка на первом году жизни
Нарастание массы тела (г) Нарастание роста (см)
за месяц за истекший период за месяц за истекший период
1 600 600 3 3
2 800 1400 3 6
3 800 2200 2,5 8,5
4 750 2950 2,5 11
5 700 3650 2 13
6 650 4300 2 15
7 600 4900 2 17
8 550 5450 2 19
9 500 5950 1,5 20,5
10 450 6400 1,5 22
11 400 6800 1,5 23,5
12 350 7150 1,5 25

Серьезные отклонения в весе, как правило, происходят при наличии веских причин и сопровождаются такими проблемами, как: Причины избыточного веса у детей первого года обычно лежит в области питания. Малыши-искусственники часто являются пухленькими из-за того, что смесь подобрана неправильно. Довольно часто малышу вводят неправильный прикорм или позволяют есть то, что его организму вредно. А бывает и так, что детка даже на грудном молоке отъедается до довольно крупных размеров. У врача это вызовет настороженность. Возможно у ребенка не сформировался контроль за желудочно-кишечным трактом со стороны нервной системы. Однако отставание в росте и весе в нашем обществе встречаются намного реже, чем излишний вес малыша. В то время, как мамы переживают, что кроха "не набирает", педиатры обеспокоены тем, что малыши-бабушкина радость – пухленькие, в перевязочках – на самом деле не блещут здоровьем и советуют пересмотреть рацион питании и подобрать «финтес-программу», массаж, гимнастику, плавание. В противном случае детке будет тяжело вставать и учиться ходить. К тому же, риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний в подростковом возрасте выше у тех, кто имел избыточный вес до года. Ростом управляет соматотропный гормон, который вырабатывается гипофизом. Работа этого гормона особенно активна в период с 8 по 25 неделю беременности, а также в первое полугодие жизни малыша. Далее на первом году к управлению ростом подключаются гормоны щитовидной и поджелудочной железы, а также надпочечников. Работой этих органов во многом управляют гены. Однако в организме детки может произойти гормональный сбой. Это становится очевидным, если ребенок остановился в росте на несколько месяцев. Тогда ваш педиатр посоветует обратиться к детскому эндокринологу.

  • изменение толерантности к пище (ребенок страдает от дерматитов, у него меняется аппетит);
  • нарушение пищеварения (у малыша проблемы со стулом, случается рвота, понос, боли в животе);
  • изменение иммунологической реакции (кроха постоянно подхватывает инфекции и медленно выздоравливает);
  • проблемы с функциями нервной системы (ребенок излишне возбудим или слишком вял).

На все эти симптомы педиатр обратит внимание и назначит соответствующее лечение. Но если кроха хорошо развит «интеллектуально», бодр, активен, здоров и жизнерадостен, то это значит, что у него просто такой вариант развития и волноваться по поводу веса не стоит.

Ольга Немцова Консультант: Ольга Ивановна Ткач, врач-педиатр Центра Традиционного Акушерства

Диада «мать-дитя»

С физическим разделением матери и ребенка их психологическое единство еще не заканчивается. В психологии такое явление называется диада «мать-дитя», также этот период можно назвать четвертым триместром беременности.

Многие мамы с интересом замечают, что у них с малышом действительно создается какая-то неуловимая связь. Например, они различают разные оттенки плача и капризов, когда каждый означает свою причину, или просыпаются среди ночи ровно за пару секунд до пробуждения ребенка, как будто их кто-то специально разбудил.

Пока малыш беспомощен, он воспринимает и изучает все через значимого взрослого: удовлетворяет потребности, знакомится с собой и своими эмоциями, формирует отношение к окружающему миру. Если с мамой у него хороший контакт: она носит его на ручках, ласково обращается, улыбается и поглаживает, то ребенок улавливает сигнал «Все хорошо». А если от общения у него остаются негативные эмоции, то формируется установка: «Мир не безопасен, это очень плохо». Если такая ситуация повторяется из раза в раз, то установка «Я плохой» идет с ребенком и дальше во взрослую жизнь.

Диада «мать-дитя»

Ослабевает диада «мать-дитя» к 3 месяцам жизни малыша: он уже адаптировался к новым условиям жизни, понял, что мама всегда придет на помощь, и научился некоторым самостоятельным действиям. Психика к этому времени тоже претерпела изменения: ребенок стал крепче спать ночью, реже просить есть и лучше контролировать свои движения.

О полном разделении матери и малыша можно говорить к 10-14 месяцам его жизни. Теперь он полностью готов самостоятельно исследовать окружающую среду, выражать эмоции и доносить требования.

Родители, которые знают о явлении диады «мать-дитя», не только помогают младенцу мягче пройти кризис новорожденности, но и сами более спокойно адаптируются и воспринимают этот период.

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.

Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.

В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.

Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать. Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.

 

Литература:

  1. Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

  3. Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168. Читать статью (на ) здесь…

Развитие детей от до месяцев

Как развивается ребенок в первые 6 месяцев? Узнайте больше в этой статье.

  • Доступно на:
  • русский
  • Қазақша

Жизнь малыша начинается с первого рефлекторного крика. В первые дни и недели жизни ребенок может выражать свое отрицание к неприятным ощущениям (боли, голоду, потребности во сне) криком, плачем, двигательным возбуждением. Постепенно, с каждым новым днем жизни плач ребенка становится разным, в зависимости от вызвавшей его причины, а мама малыша учится распознавать эти причины. Наступает период так называемого «дифференцированного крикаплача». Этот период считается очень важным как для эмоционального развития ребенка, так и для формирования устойчивой и адекватной связи в диаде «мать-дитя».

Позднее плач начинает выражать не только физическое, но и душевное страдание ребенка. Положительные эмоции в виде улыбки появляются у ребенка позднее, чем крик. Большинство авторов указывает на возраст появления улыбки у детей – в 4-6 недель. По нашим же наблюдениям, улыбка у малыша часто появляется в первые недели, а иногда, и в первые дни жизни. Но в этом возрасте улыбка не является элементом общения с окружающими его взрослыми, а отражает лишь состояние полного физического комфорта.

Первая так называемая «социальная улыбка» (то есть такая улыбка, которая направлена на общение) у ребенка появляется к 1-1,5 месяцам жизни. К возрасту 4-6 недель малыш улыбкой откликается на ласковые интонации голоса матери, на приближение ее лица.

К 2,5-3 месяцам ребенок, как правило, начинает гулить, нараспев повторяя гласные и гортанные звуки.

В 3 месяца малыш уже использует свой голос, чтобы вступить в контакт с другими людьми: он «агукает», затем замолкает, смотрит на взрослого, ждет ответной реакции; когда взрослый отвечает ему, он ждет, пока тот закончит, и лишь потом снова «агукает». Обычно развивающийся ребенок не будет пытаться «разговаривать» таким же образом с «неживыми» предметами, дожидаясь с их стороны звуков или другой ответной реакции.

В 3 месяца у ребенка появляется особая эмоциональнодвигательная реакция на значимого для него взрослого – «комплекс оживления». «Комплекс оживления» представляет собой сосредоточение внимания на лице взрослого, улыбку, усиление двигательной активности (ребенок начинает оживленно двигать ручками и ножками), часто ребенок также начинает издавать звуки гуления.