Как грамотно приучить ребенка к дисциплине?

В этой статье я хочу развеять некоторые мифы сложившиеся за долгие годы нашего стандартного образования. Эти стереотипы не позволяют нам быстро обучаться, быстро схватывать любые навыки.

Что такое дисциплина и как объяснить это понятие ребенку?

С чем у ребенка может ассоциироваться это слово? С правилами, ограничениями и наказаниями. Однако следует сразу объяснить ребенку, что в дисциплине нет ничего негативного. Это понятие подразумевает собой поведение в рамках, зависящих от окружения, контроль своих эмоций, уважение к себе и к окружающим людям, умение держать себя в руках в стрессовых ситуациях.

Помните, что детям не всегда удается отличить хорошее от плохого, правильное от неправильного. Им тяжело дается контролировать свои эмоции и поведение, что нередко приводит к не самым приятным ситуациями. Обучая ребенка дисциплине, главная задача родителей – не только привить уважение к правилам и порядку, но и научить ребенка управлению собственным поведением. Благодаря системы установленных правил вы поможете ребенку быстрее научится отвечать за свои поступки, что в будущем только положительно скажется на его способности строить отношения с другими людьми.

Самое главное: помните, что чрезмерное ограничивание ребенка, угрозы, унижение и применение физической силы в отношении ребенка ведет к противоположному эффекту от дисциплинированности: у ребенка закрепится в сознании отвращение к правила и порядку, а в его глазах вы станете тираном, а не любящим родителем.

Практические советы родителям

Когда с объяснением определения понятия дисциплины вы закончили, следует приступать к практической части прививания ребенку дисциплины. Вот несколько советов, которые значительно облегчат этот нелегкий процесс.

  1. Старайтесь контролировать в первую очередь себя, когда ребенок не желает слушаться вас. Если вы срываетесь на ребенка или поддаетесь на его провокации, то это существенно скажется на вашем авторитете внутри семьи. Криками и излишними эмоциями вы не только продемонстрируете ребенку свое бессилие, но и медленно начнете терять свою власть. Помимо этого, ребенок, видя вашу бурную реакцию, в дальнейшем начнет отвечать вам таким же образом. Лучше всего делать замечания в спокойном и уверенном тоне. Так вы продемонстрируете свой полный контроль над происходящим вокруг, что не позволит ему пытаться манипулировать вами.
  2. Воспитание должно восприниматься ребенком как позитивное явление. Будучи строгим, не забывайте, что резкая критика в сторону поведения ребенка нежелательна. Не следует раньше времени наказывать ребенка за какие-либо проступки, не узнав причину, почему ребенок их допустил.
  3. Определите рамки дозволенного для ребенка. Он должен знать, что ему можно делать, а что – нельзя. Обсуждайте это заранее, а не в момент того, когда ребенок уже делает что-то не так. К примеру, говорить ребенку “Не гладь бродячую собаку” нужно не в тот момент, когда его рука уже тянется к животному, а еще в домашней обстановке, когда вы можете ему детально объяснить, почему этого не стоит делать.
  4. Научитесь отличаться баловство от осознанного непослушания. Мир ребенка тяжело ограничить, ведь их естественной натуре свойственно стремление к познанию окружающего мира. Часто дети просто не обращают внимания на свои нежелательные поступки, виной этому – обыкновенная детская забывчивость. Другое дело, когда ребенок ребенок намеренно совершает нежелательные действия, дабы показать вам свой характер или просто “назло” вам.
  5. Будьте тверды и последовательны в своем отношении к ребенку. Если вы установили ему какое-либо правило, он должен строго его придерживаться. Например, вы объяснили ребенку, что как только он заканчивает с утренними процедурами перед школой, он должен заправить постель за собой, а он предпочел один раз проигнорировать это правило. Как воспримет отсутствие наказания за первое нарушение вашего установленного предписания? Правильно, он решит, что и последующие подобные “нарушения” не повлекут за собой вашей реакции.
Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка: рекомендации родителям от психолога

Что такое дисциплина?

Дисциплина по своей сути, понятие из психологии, которых обширно пользуются во всех видах жизнедеятельности и на протяжении всей жизни человека.

В садике нас приучили к порядку со своими сверстниками: мы кушали по часам, спали в определенное время, прогулка и та была определена. В школе нам особенно доставалось за плохое поведение, а в худшем случает в графе «дисциплина» нам ставили «неуд». В институте распорядок дня еще более усугубился – все по часам, все по времени, пропустил — ничего ты уже не успеешь. А уж, когда мы пришли устраиваться на работу, тут уже узнали, что нарушение трудовой дисциплины можно ее легко лишиться.

Что такое дисциплина?

Оказывается, все это строгое выполнение правил поведения принято в общество неспроста. Таким образом, существует не только группа, класс, трудовой коллектив, но и государство в целом.

Нарушение принятых в обществе норм и правил влечет за собой наказание, а соблюдение ее приводит к поощрениям.

Таким образом, дисциплина (общее понятие) — это своевременное и надлежащее исполнение правил и осуществление обязательств, которые установлены кем-то. Дисциплина нужна для нормального существования людского рода. Благодаря ей, человеческое поведение имеет свой порядок. Люди контролируют свои поступки и чувствуют границы, определяющие их от правонарушения.

Как приучить ребенка к дисциплине?

1. Установите домашние правила

– Мамочка, ну почему нельзя-я-я-я? – поднимая брови и уже куксясь вопрошает Коля.– Потому что я так сказала! – грозно нахмурившись отрезает мама.

2. Повседневные правила и привычки

  • Укладывайте ребенка спать и будите его в одно и то же время — то, что предсказуемо, не так травмирует.
  • Если в расписании дня появляются внезапные изменения — например, поход в гости или к врачу, сообщите об этом заранее, не оттягивая до последнего.
  • Некоторые дети не могут спокойно «перескакивать» от одной активности к другой. Относитесь к этому с пониманием и делайте «буферные» зоны, во время которых будет происходить перестройка. У малышей это может быть сказка между играми и обедом, у школьников — перерыв между уроками или домашней работой.

Вопрос-ответ. Можно ли ставить ребенка в угол?Можно. Смысл в том, чтобы оставить расшалившегося ребенка наедине с собой. Если вы отправите его в свою комнату — он примется за игрушки, а важно дать ему время подумать над своим поведением. Схема проста: сколько времени ребенку, столько минут он стоит в углу.

3. Обсудите вопрос последствий

ты же в такой чистенькой белой рубашке!

«Как ты думаешь, что следует сделать, если ты опоздаешь на обед? Ведь суп уже будет холодным, придется есть так…»

  • Удостоверьтесь, что наказание или «последствия» уместны. Они ни в коем случае не должны унижать ребенка!
  • Последствие должно помогать ребенку учиться на ошибках. Убрать игрушки самостоятельно, поставить грязную чашку в мойку и помыть ее самостоятельно, даже попробовать холодный суп из-за копаний за компьютером — все это куда полезнее, чем час простоять в углу.
  • Покажите ребенку прямое следствие: если ты долго собираешься на прогулку, значит, сама прогулка будет короче.

Вопрос-ответ. Как нельзя наказывать детей? Лишать их естественных физеологических потребностей: не отпускать в туалет, лишать еды и прогулки на свежем воздухе. Не дать сладостей – это возможный вариант развития событий.

4. Правило есть правило

«еще раз такое увижу, и вот тогда точно…»

  • Даже если у вашего ребенка есть оправдание, будьте просты в своей ясности: «Оля, ты нарушила правило, это означает, что…».
  • Если у вас несколько детей (внимание, учителя!), то помните, что правила должны быть равны для всех. То, что нельзя Кате, нельзя и Саше. То, что можно Жене, можно и Ване. В противном случае дети (и вполне справедливо) решат, что вы относитесь к ним нечестно.

5. Имейте реалистичные ожидания

уже писали

Неэффективное обучение: ошибки преподавания

Отсутствие учета индивидуальных особенностей восприятия тех, кто учится

Мы с вами все разные, информацию мы воспринимаем все по-разному. Очень условно мы можем разделить всех на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. Человек определенного типа преимущественно воспринимает информацию от одного канала. Он является запускающим. У одних это визуальные образы, у других слуховые, у третьих движения, у четвертых наличие логики и системы.

Читайте также:  Консультация психолога ДОУ: «Песочная терапия с дошкольниками»

Читайте подробнее о типах восприятия «визуал, аудиал, кинестет, дигитал«

В преподавании важно учитывать наличие в обучаемой группе людей всех типов восприятия, постараться давать информацию в каждой модальности, чтобы каждый из обучающихся воспринял на своем уровне информацию.

Допустим хорошо структурированную лекцию дополнять информативными визуальными материалами, практическими экспериментами, которые требуют работы руками и движения. Это кажется простым выводом, понятным и известным. Но, увы,  когда бываешь на настоящих лекциях, тренингах, семинарах, то видишь, что все они далеки от принципа четырех типов восприятия.

Как печально только слушать вебинар или лекцию и не видеть образов, схем перед глазами. Для меня, как визуала, это тяжело. А некоторые не могут ничего понять, пока не проделают все руками.

Отсутствие внимания к общим интеллектуальным навыкам

Сложно хорошо воспринимать информацию, много читать, запоминать и разбираться в новой для себя области, если к этому не привык, если мысли медленные, если все идет с большим трудом.

Я считаю, что каждому преподавателю, тренеру, консультанту, который занимается любым обучением, который дает знания, передает свой опыт, необходимо также давать основы интеллектуальной деятельности. Иначе обучающимся не шагнуть вперед, им сложно впитать объем знаний, еще и усвоить и применить их.

К подобным навыкам относится:

  • скорочтение
  • развитие памяти
  • скоропечать
  • методы работы с информацией
  • методы усиления внимания
  • работа с интеллект-картами
  • навыки планирования и тайм-менеджмента

Частичное погружение даже  в одну из областей уже дает существенные результаты, уже сказывается на общей результативности интеллектуально работы.

Проблема постановки цели  и мотивации для обучающего

Один только этот пункт может перевернуть обучение с ног на голову. Если у обучающего есть сильная мотивация, то каким бы плохим не был сам процесс обучения, он точно не станет неэффективным. С сильной мотивацией даже плохой учитель и безнадежная программа дают результаты. Но если нет мотивации, то помочь ничего не сможет, неэффективное обучение вам гарантировано.

А проблема заключается не в самой мотивации, а в том, что обучающиеся не всегда ее осознают или не имеют, а преподаватель (тренер, лектор) не считает должным создать и подпитать мотивацию слушателей.

Конечно, всегда приятно, когда к нам, как к преподавателям, приходят замотивированные люди. Их безумно приятно обучать, для этого не надо прилагать больших усилий. Но если к вам каким-то образом попали слабомотивированные ученики, то это вызов преподавателю. Важно подумать, как увлечь их темой, как сделать так, чтобы они сами впитывали вашу программу.

Неэффективное обучение. Ирина Пермякова

Проверьте любое обучение, какое Вы сейчас проходите: высшее образование, курсы, тренинги, личное консультирование, мастер-классы. Есть ли в нем вышеперечисленные ошибки? Чувствуете ли в этих образовательных программа х неэффективное обучение? Напишите результаты в комментариях.

Похожие записи

  • Как научиться учиться? 5 ключевых идей умения учиться
  • Как учиться эффективно?
  • Как осваивать знания быстро и эффективно
  • Призвание как путь к себе
  • Как быстро и качественно усваивать информацию
  • Развитие памяти: невозможное возможно

Нравится? Поделитесь материалом

Ведение переговоров

Другой способ дисциплинировать подростков – это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.

Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила

Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым

Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.

Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами.

Советы

Вот еще несколько шагов, кото­рые помо­гут вос­пи­та­нию в малыше само­дис­ци­плины и дисциплины.

  • Лич­ный при­мер – это наше все.
  • Пра­вила, вво­ди­мые в семье, должны быть чет­кими и после­до­ва­тель­ными, тогда ребе­нок научится усва­и­вать и пра­вила, уста­нов­лен­ные в той среде, куда он попадет.
  • Ста­рай­тесь фоку­си­ро­вать вни­ма­ние не на том, чего не надо ребенку делать, а на жела­тель­ном его поведении.
  • Научи­тесь отвле­кать вни­ма­ние ребенка, пере­клю­чая его на пози­тив и на нужное.
  • Не обви­няйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше про­сти­му­ли­руйте к хоро­шим действиям.
  • Если даете ука­за­ния или ста­вите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посиль­ным для выпол­не­ния ими.
  • Не давайте обе­ща­ний, кото­рые не можете исполнить.
  • Отве­чайте на вопрос ребенка, хоро­шенько подумав.
  • Не раз­дра­жай­тесь, не кри­чите, не кри­ти­куйте чадо, но и не пота­кайте ни в чем – надо разо­браться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаз­ды­вайте нигде.
  • Если что-то и слу­ча­ется, не пани­куйте, не него­дуйте, а ищите спо­кой­ную стра­те­гию реше­ния ситуации.
  • Соблю­дайте пра­вила дорож­ного движения.
  • Сде­лайте так, чтобы ребе­нок пони­мал, сколь плохо или хорошо чужая неор­га­ни­зо­ван­ность и недис­ци­пли­ни­ро­ван­ность вли­яет на других.
  • Поощ­ряйте про­яв­ле­ние самоконтроля.

Школа — вовсе не единственное место, где происходит социализация ребенка.

Большинство современных детей после школы еще где-то занимается — это кружки, секции, студии, языковые курсы, разные творческие объединения. Основное отличие от школы — добровольность и возможность выбора. В школу ребенок ходить обязан, нравится ему это или не нравится, а в такие вот детские коллективы он ходит по желанию (не беру сейчас случай, когда родители насильно водят свое чадо на неинтересные ему занятия, хотя такое тоже бывает).

И вот такой внешкольный коллектив может стать отдушиной для ребенка. В школе у него все плохо, его не любят, не понимают, не ценят — а, например, в театральной студии он всеобщий любимец, вокруг него дети, отличающиеся от среднестатистического школьного уровня, в этой среде он, помимо творческого или еще какого-то развития, может найти хороших друзей, ощутить свою востребованность, у него с этими детьми могут возникнуть какие-то дела, какие-то совместные проекты и помимо основной деятельности такого коллектива. То есть там процесс социализации идет даже быстрее и с лучшими результатами, чем в школе.

Особо важно это для тех детей, о которых мы уже говорили — странных, проблемных. Да, повторю — таким детям необходим школьный коллектив, необходим развивающий дискомфорт, но гораздо лучше, если у них будет и второй коллектив, где им как раз комфортно. Лететь на двух крыльях удобнее, чем на одном.

Школа — вовсе не единственное место, где происходит социализация ребенка.

Отдельно отмечу, что лучше всего, если такие внешкольные коллективы — разновозрастные. Тогда ребенок, помимо того, что общается со сверстниками, еще и оказывается в ситуации, когда ему надо заботиться о младших, и когда он получает дружеское общение со старшими, тянется за ними, подражает. Тем более это полезно, если ребенок в семье единственный. Тогда он получает незаменимый опыт.

Ну и напомню очевидное: для социализации полезен не только практический опыт жизни в детском коллективе, но и вообще жизнь в пространстве культуры. Хорошие книги, фильмы, театральные спектакли на тему человеческих отношений, встречи с интересными людьми, чей опыт может заинтересовать детей. Всё это дает им контекст, в котором они будут воспринимать свой опыт школьной и внешкольной жизни. И чем глубже, богаче, разностороннее будет этот контекст, тем лучше дети смогут осмыслить то, как надо и как не надо строить отношения с другими.

Не выпускайте класс из поля зрения

Всегда внимательно следите за всем классом. Потеряли зрительный контакт с детьми — потеряли их внимание. Сели за стол или отвернулись к доске — подали ученикам сигнал, что можно отвлечься и перекинуться парой слов.

Старайтесь подготовить доску на перемене. Не стойте у доски весь урок: ходите по классу, задавайте ребятам вопросы на понимание материала, заглядывайте в тетради.

Научитесь чувствовать классный коллектив. Тогда вы сразу поймёте, если что-то пошло не так: дети заскучали, начали отвлекаться. В этом случае быстро переключите их внимание.