Что должен знать ребенок 4-х лет по математике?

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Ментальные числа у детей

Разработка теста на проверку знания чисел является непростым делом. Эту проблему изучали Шарон Гриффин и Робби Кейс. С 90-х годов прошлого столетия они отрабатывают различные методы оценки, пользуясь данными своих исследований и стремясь к тому, чтобы тесты отражали способности, которыми обладает большинство детей в возрасте 4, 6, 8 и 10 лет.

Ментальные числа у детей

С помощью такого теста учитель может определить, как развивается чувство числа у конкретного ребенка. В зависимости от результатов теста учитель может предлагать различные виды деятельности для развития чувства числа у детей одинакового возраста с разными уровнями компетенции. В таблице 4.1 показан последний вариант такого тес- та для детей четырех лет от роду, воспроизведенный здесь с разрешения автора. Тесты для других возрастных категорий представлены статьях тесты.

Ментальные числа у детей

Развитие дошкольников.

Ментальные числа у детей

Социо-эмоциональное развитие детей младших возрастов сказывается на усвоении практически любого материала, который изучает ребенок, включая развитие математической компетенции. Нет ничего удивительного в том, что по результатам современных исследований инициативные, но прилежные дошкольники, независимо от пола, показывали результаты по  математике лучше, чем те дети, у которых были проблемы с социальным и эмоциональным развитием. Более того, дети, внеучебные проблемы которых удавалось решить, начинали лучше успевать по математике, чем те дети, проблемами которых никто не занимался.

Ментальные числа у детей

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ Упражнение Числа Счет математика Состав Числа Дошкольная дисциплина: стратегии и проблемы

Ментальные числа у детей

Ментальная арифметика: что это такое

Любые задатки, которые генетически заложены в маленьком человеке, благодаря этому обучению, получают активное развитие. Ментальная арифметика берёт своё начало в древней Японии, где уже тогда с помощью абакуса, специальных счётов, дети могли улучшать свою память, производить в уме сложные расчёты, тренировать внимание и концентрацию.

Дело в том, что в отличие от такого, хорошо известного приспособления, как калькулятор, который может только тормозить мозговую деятельность, абакус или сорбана, наоборот, повышает умственное развитие.

Следует подробнее разобраться с таким понятием, как ментальная арифметика, что это такое по сравнению с математикой, изучающейся в школьной программе, как проходят занятия и можно ли проводить их дома.

Поскольку речь идёт о воспитании и обучении ребёнка, родителям важно знать, в чём состоит польза специальной программы.

Овладев базовыми знаниями древней дисциплины, ребёнок получит следующие преимущества:

Ментальная арифметика: что это такое
  • Вследствие развития воображения и интуиции, научится мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей работе, бизнесе, просто в сложных житейских ситуациях. Простые упражнения сделают ум более гибким, креативным, предприимчивым, остроумным.
  • Всегда будет рассуждать логически и, в то же время, не шаблонно, смекалка и находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условиях взрослой жизни.
  • Помимо математических знаний, разовьёт в себе другие творческие способности и сможет сделать правильный выбор, когда придёт время осваивать избранную профессию.
  • Сможет с лёгкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.

Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться. Развитие социальности даёт возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном обществе, чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумный общительный человек успешен на работе, способен создать хорошую семью, принести пользу своему государству.

Читайте также:  Организация семейного обучения ребенка – стоит ли?

Интересно: Как быстро научить ребенка читать

Исходя из всех перечисленных достоинств, ребёнку чрезвычайно полезно познать азы ментальной арифметики. Это необходимо не только для повышения успеваемости, что при прохождении развивающей программы вполне закономерно, но для того, чтобы пробудить у него интерес к познанию окружающего мира. Одновременно с этим дети учатся усидчивости, трудолюбию, ответственности за свои дела и поступки.

Цель математического обучения в начальных классах

Обучение в начальных классах специфично тем, что оно связано с первоначальным формированием у учащихся представлений об учебном процессе. Первые элементы учебной работы начинают формироваться в их сознании. Поэтому, важное значение имеет постановка целей и задач обучения на данном этапе обучения детей.

Условия обучения должны быть благоприятными, чтобы всесторонне математически развить каждого учащегося, исходя из уровня его интеллектуального развития, возраста, возможностей. Математическое обучение должно быть построено таким образом, чтобы у учащихся сложились азы математической подготовки, необходимые для последующего более расширенного изучения математической науки.

Обучение математики в начальных классах ориентировано на достижение таких целей:

  1. Создание условий для умственного развития младших школьников. Сюда входит развитие логики, абстрактного мышления, пространственных представлений, обучение математической речи – знаков, символов, особых терминов, получение навыков решения простейших математических задач;
  2. Формирование математической базы. Дети обучаются поиску информации по конкретному направлению: ищут факты, выявляют причины и закономерности развития тех или процессов и явлений, учатся сравнивать и сопоставлять объекты, классифицировать их. Кроме того, проводится обучения решению учебных задач, а также применению простейших математических знаний на практике. Дети изучают алгоритмы арифметических действий, используют их в вычислительных процессах, знакомятся с геометрическими фигурами и их пространственном построении;
  3. Воспитательная сторона обучения. Здесь необходимо, прежде всего, заинтересовать ребенка в изучении математической науки. Дети должны стремится к познанию, получению новых математических знаний, учится применять математические методы в новых обстоятельствах.

Получение первичных математических представлений и знаний обеспечивает развитие ребенка в начальных классах. Дети учатся выстраивать логическую последовательность, исследуют окружающий мир за счет математических фактов, измеряют и вычисляют параметры разнообразных объектов, процессов или явлений.

«Как у нас дела?»

Формирование правильного учебного стереотипа

Екатерина Бурмистрова

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое.

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.

«Как у нас дела?»

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Читайте также:  Прыщики у младенцев: акне, потница или аллергия

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4–5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

Учимся и используем развивающие игры

  1. Первую игру, которую мне хотелось бы предложить «Здравствуйте, гости»!

Для нее нам понадобятся игрушки-зверушки, вырезанные из цветной бумаги зеленые, красные и желтые кружочки (в разном количестве) и тарелочки (можно пластиковые – одноразовые). Игра нацелена на освоении понятий «много», «мало», «поровну».

Вы объявляете малышу, что к нему пришли гости. Пусть это будет зайчик, мишка и лисичка. Предлагаете ребенку угостить зверей яблоками (кружочками). Спрашиваете, каких яблок у вас много, каких яблок мало? Вы ведь помните, что мы вырезали разное количество кружочков-яблок? Предложите дошкольнику разделить поровну между игрушками угощения зеленого цвета, потом красного и желтого. Спросите, сколько досталось яблок каждому из гостей. Опять же, это игра из разряда сервировки стола – просто замечательное упражнение для ребенка, которое должны взять на заметку родители!

  1. Следующее упражнение, которым стоит вооружиться – это игры в «магазин».

Дети ведь так любят чувствовать себя взрослыми, поэтому им очень хочется купить или продать что-либо в магазине. Игра вам в помощь и вашим воспитанникам тоже. Покупать и продавать в магазине можно все, что угодно. Но возьмем для примера пальто, у которого не хватает нескольких пуговиц. Вы можете воспользоваться настоящим плащом, предварительно срезав с него 2-3 пуговки, или нарисованным, где из десяти пуговиц не хватает, к примеру, 4-е. Подберите пуговицы не только похожего размера. Пусть они будут разные: большие и маленькие. Так вы сможете развивать математические азы по нескольким направлениям:

  • Во-первых, вам необходимо сосчитать, сколько пуговиц не хватает на пальто, и объявить об этом продавцу.
  • Продавец может принести не 4-е а 6 пуговиц или 3-и пуговицы. Ребенок должен вам сказать – больше продавец принес пуговиц, меньше или столько, сколько нужно.
  • Во-вторых, размер ваших настоящих или вырезанных и нарисованных пуговиц может быть разный. В этом случае вы спрашиваете кроху размер пуговиц больше или меньше, чем вам нужен для пальто. Пусть ваши мальчишки и девчонки сами подберут пуговки необходимого размера.
  • В-третьих, вы можете спросить юного математика, сколько пуговиц не хватает на пальто: столько же, сколько и осталось пришито или больше, или меньше.
  • Подбирать пуговицы можно не только по размеру и количеству, но и по цвету – так еще интереснее!
  1. На вашем нарисованном пальто также могут быть дырки: круглые, квадратные, треугольные.

Для этой развивающей игры ребенку нужно будет подобрать латки нужно формы, которые вы предварительно вырезали из бумаги. Латки тоже могут быть разных размеров. Так малышу понадобится выбрать не только правильную форму, но и нужный размер бумажного лоскута.

  1. Для того, чтобы объяснить дошкольнику, что количество единиц в целом числе понятие весьма относительное, можно воспользоваться цветными карандашами.
Читайте также:  Всё, что вам нужно знать о солнцезащитных кремах

Разложите перед юным учеником 5 карандашей разного цвета: красный, зеленый, желтый, синий, коричневый. Таким образом, у вас получится общее число карандашей – пять. Но так как каждый из них отличается по цвету, то это самое число «5» состоит из разных единиц. Какие цвета они имеют: 1-синий, 1-красный, 1-желтый, 1-коричневый и 1-зеленый.

На самом деле играть и учиться считать при этом можно совершенно разными способами. На помощь приходят старые добрые сказки. Например, «Три медведя», где у самого большого мишки-папы была самая большая тарелка, ложка, кроватка и самый высокий стульчик. Помните, как Машенька пробовала по очереди каждый из предметов. Это просто замечательная сказка, помогающая детям разобраться в величинах!

К этому материалу я приложила еще несколько занимательных упражнений в картинках, которые, я уверена, должны понравиться вам и вашим детям!

На этом я, Татьяна Сухих, говорю вам: «До новых встреч»! Не забывайте подписываться на обновления моего блога и приводить сюда друзей. Всем пока и удачи в математических занятиях!

5 / 5 ( 2 голоса )

Главная претензия к школьной математике

— В книге у Звонкина есть эпизод, когда он в какой-то момент пошел сам преподавать школьникам. Тогда его претензии к школьным учителям сильно уменьшились, потому что он понял — даже ему самому очень непросто. Когда он вел кружок для 4–5 мальчиков — это одно. Но когда у тебя 30 первоклассников, то гораздо сложнее с каждым поговорить, предложить им какие-то осмысленные задачи и услышать, кто что делает, и кто что на эту тему думает. Бывают дети, которые хорошо соображают, но не быстро, им нужно время на то, чтобы сформулировать мысль. 

Вообще-то математика не про скорость ответа.

Если говорить про претензии к школьному преподаванию, то самое вредное, что делает школа — приучает и детей, и родителей, что математика — это то, где надо быстро знать ответ.

Где тесты, где на скорость, где надо много-много считать, и обязательно, как моя учительница говорила, чтобы от зубов отскакивало, сколько будет семью восемь. 

Математика вообще не про это. Она про то, чтобы ты мог подумать и прийти к правильному выводу. Чтобы у тебя в голове был способ, как ты можешь порассуждать, и этот ответ получить. Тоже самое семью восемь, если ты знаешь, сколько будет семью семь, и можешь из этого семью семь получить семью восемь — это гораздо более крутое рассуждение, чем просто выученное наизусть семью восемь. 

Математика не про скорость. Я понимаю, что это основная, пожалуй, беда школьной математики, что там много вычислений и обязательно на скорость. Математика — это, скорее, про подумать, про сформулировать, про увидеть, что эта задача подобна той задаче, которую мы уже решали. Увидеть аналогию — это гораздо больше про математику, чем эти все на скорость, тесты и так далее.