Чему родители должны научить ребенка: три главных навыка

Зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком.

Как ребенок познает мир

Очень важно дать малышу возможность не только удовлетворять любопытство, но и практиковать знания, накапливать опыт. Дошкольный период – это время, когда у детей возникает первое представление об окружающем мире, взаимосвязях и закономерностях.

Методы формирования знаний:

  1. Словесные – беседы, книги, аудио, видео.
  2. Наглядные – наблюдение, рассматривание предметов, картиной, мультфильмов.
  3. Практические – игры, занятия, опыты, эксперименты.

Важно привить любовь к природе, научить бережно относиться к результатам труда человека.

Как ребенок познает мир

Чтобы помочь маленькому человеку узнать в рамках его возможностей как можно больше об окружающем море, необходимо сочетать все три метода формирования знаний.

Наблюдение за природой – важнейшее средство воспитания.

Познание у дошкольников формируется эмоционально-практическим путем. Малыши моментально обращают внимание на все яркое, необычное и незнакомое.

Самообслуживание

Из чего будет состоять его учебный день? Проснулся, обнаружил, что опаздывает (потому что дома мама будила к уже накрытому завтраку), пулей вылетел, неумытый, нечесаный, голодный. Оделся в то, что с вечера (хорошо, если) снял. Погода могла поменяться, но кто ж обращает внимание на погоду! Большинство моих знакомых молодых людей носит шорты и кроссовки до серьезного снега, а потом зимние ботинки — до летних каникул. Потому что, как мы все знаем, за одеждой следит мама. Плюс-минус проснулся ко второй паре, понял, что уже на грани голодного обморока, забежал в лавку, купил булку, нет, три, нет, пять булок и бутылку колы, вроде полегчало. В обед — какой-нибудь бургер, на ужин — большая кружка пива и мороженое. Повезло, если сразу появилась девушка, она хоть немного следит и направляет. И даже может мягко намекнуть, что толстовку пора постирать, да и джинсы уже превращаются в инсталляцию. К предложению почистить обувь современные дети относятся примерно как к «растопи печку и поставь самовар». Понимаете, к чему я клоню? Мы сами, своими руками, выращиваем полностью непригодных к жизни молодых людей.

Мы так зациклены на учебе и поступлении в вуз, что забываем научить заботиться о себе, не говоря уже о тех, кто рядом. Поэтому я предлагаю последовательно и настойчиво приучать детей обоих полов к уходу за собой. Конечная цель — полное самообслуживание к моменту окончания школы. Стирка, покупка одежды, продуктов, косметики, готовка — все это подросток может и должен делать сам. Берите его с собой по магазинам, обсуждайте разные марки средств для посуды, учите правильно расходовать средства, не попадаться на всякие маркетинговые уловки, пользоваться скидками и спецпредложениями. Подпишите его на прекрасный мужской журнал Men’s Health, да и девочек тоже можно, там полно всяких лайфхаков и инструкций класса «каша из топора», «что делать, когда отравился несвежей водкой», «10 способов выглядеть прилично, хотя ночь провел на помойке». На самом деле это один из главнейших страхов человека, стоящего на пороге родного дома с узелком на плече: кто будет за мной ухаживать? Он не произносится, потому что засмеют, но вы не поверите, сколько юношей и девушек признавались мне в этом как в основном препятствии к самостоятельной жизни. Кроме того, очень важно научить ребенка выделять время на все эти упражнения. Ведь если вы обслуживали его целиком и полностью, чтобы «не отнимать время от уроков», он может даже не догадываться, что стирка вручную — это примерно час. Готовка — еще час. И покупка продуктов на неделю — часа полтора. Соответственно, не будет резервировать время и силы под эти неинтересные дела.

Читайте еще: Куда поступить после 11 класса >>

Развивающее обучение — опыт

Идея внедрения новых подходов к обучению появилась у меня после двухнедельных курсов по развивающей технологии М.

Цель развивающего обучения — дать детям широкую картину мира, научить самостоятельно добывать знания, использовать их на практике, не бояться ошибиться, находить пути решения проблем.

Важно полностью отойти от стереотипов традиционной системы, что довольно сложно. Педагог в этом процессе выступает в роли координатора, советника.

Изучив теорию, я решила реализовать ее на практике. Подготовка к каждому занятию требовала нестандартного подхода, ломки стереотипов, смелости. Я поняла, что главным стимулом обучения становится не поощрение и наказание, не конкуренция, а сам процесс познания нового.

Атмосфера теплых, дружеских, доверительных взаимоотношений положительно влияет на здоровье детей, педагога и родителей. Взрослые должны направить внимание ребенка на то, что он сам пока не может увидеть; должны стремиться, чтобы эти открытия ребенок делал вместе с ними, а не просто получал знания в готовом виде. Все эти процессы имеют подтверждение в моем опыте.

Когда же можно начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

  • Ребенок говорит предложениями. Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
  • Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
  • У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
  • Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка.

  • Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность.
  • Образный (дооперациональный – от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка.
  • Логический (период конкретных операций – от 7 до 11-13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.

Очевидно, что умение читать лучше всего осваивать в третьем периоде. И, во всяком случае, нельзя идти против природы – учить ребенка логическим операциям, если он не прошел стадию символической игры.

Учимся для жизни

В России, помимо участия в PISA, проводится собственный мониторинг функциональной грамотности. Во время исследования выяснилось, что ребята понимают, о чем идет речь в заданиях, но не всегда знают, как применить конкретную теорию в реальных повседневных ситуациях. Для обучения функциональной грамотности, отмечают эксперты, важно обратить внимание на следующие подходы и форматы заданий.

Комплексность

С помощью заданий ребята сначала отрабатывают каждую из грамотностей (читательскую, математическую, естественно-научную и другие) в отдельности, а затем — в комбинации.

Читайте также:  Первое купание новорожденного: основные правила и рекомендации

Проблемность и внеучебный контекст

Полезны задачи, которые не содержат шаблонных подсказок. Мы можем отрабатывать типовые способы решения задач, однако дети привыкают к схеме «новая тема — упражнения для закрепления», то есть «способ решения — задача». В таком формате они не задумываются над тем, что делают, а вспоминают конкретные правила и выполняют задания. Когда речь идет о функциональной грамотности, которая воссоздает ситуации из повседневной жизни, подобные модели могут не подойти. Необходимо освоить учебный принцип — «от задачи к способу решения». Педагогу в этом помогут, например, задания на понимание смыслов: «Приведи пример…», «Вырази с помощью…», «Поясни термин/утверждение…», «Изобрази…» и т.п.

Неопределенность в способах действий и альтернативные решения

При работе с задачей по функциональной грамотности важно понять, что решение зависит от ее сути (а не от недавно пройденных правил), а теоретические знания следует переносить на практику. Верных вариантов может быть несколько — потребуются рассуждения. Проверяют такие задания не по правильному ответу, а по верному способу решения.

Этапы обучения цветам

Когда родители уверены, что кроха освоил основные цвета, приступают к изучению их названий. Педагогика по методу Монтессори предлагает обучение по трем этапам. Для этого понадобятся три предмета, отличных по цвету, но схожих по форме и размеру:

  1. Взрослый показывает предмет и называет цвета каждого из них.
  2. Затем спрашивает: где синий? Желтый? Красный?
  3. Взрослый берет предмет и спрашивает, какого он цвета.

Если ребенок отвечает неверно, значит, рано переходить к следующему этапу и нужно освоить предыдущую ступень.

Родители часто спрашивают, в каком возрасте дети должны знать цвета и выполнять этапы без ошибок. Считается, что ребенок в 3-4 года должен знать основные цвета и уметь их отличать и ассоциировать. Например, желтый ассоциируется с солнцем и цыпленком.

Как обучить читать самостоятельно и в домашних условиях

Практически все методики обучения сходятся на том, что проще всего научить дошкольника читать в игровой форме, без принуждения, использовать пример родителей и понятный ему читаемый материал. Запомните простые правила:

  • Выберите одну методику и следуйте ей.

  • Ошибкой называют побуквенное произношение, отдавайте предпочтение способам, основывающимся на изучении слогов, складов, предложений.

  • Откажитесь от обязательных уроков в определенные часы. Выделяйте для занятий время спонтанно, не утомляйте ребенка длительной учебой, на одно занятие достаточно отвести 10-15 минут.

  • Изучайте слоги, слова во время игровых упражнений, а после сделайте так, чтобы изученный материал всегда был на виду у вашего ребенка и он привыкал его читать. Поиграйте в “угадай звук”, чтобы натренировать фонетический слух. Вызывайте ассоциации, пусть ребенок ответит на вопрос, на что похожа та или иная буква.

  • После изучения первых трех гласных звуков следует объяснить ребенку, как разные звуки сливаются в один слог. Примените визуализацию — ставьте рядом кубики или карточки, пишите буквы на конструкторе и соединяйте его.

  • Помните о мотивации. Учите слова, используя интересный пример, который может быть также поощрением — спойте ему песню о медвежонке, включите мультик об уточке, угостите вкусным яблоком, а потом перейдите к написанию и чтению.

  • Обсуждайте читаемый материал — это способствует более осмысленному восприятию визуально и на слух.

Обучение ребенка беглому чтению — трудоемкий процесс. Однако он принесет свои результаты, ведь потом маленькому школьнику будет проще начинать осваивать новое, впервые сев за парту уже с определенным багажом знаний и навыками учебы.

Детские развивающие игры, уроки, поделки

Сосредоточенный график занятий в школьных и дошкольных учреждениях, напряженный график родителей, различные мероприятия, кружки, секции – все эти факторы пагубно влияют на сон детей.

Родители должны не забывать о том, что спокойный и полноценный сон для ребенка является залогом хорошего самочувствия, душевного спокойствия, прилива сил и энергии. Поэтому к подготовке сна ребенка нужно подходить со всей ответственностью, обеспечивая полноценный отдых в ночное время.

Читайте также:  Свой среди чужих, или как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

Здоровый сон необходим ребенку так же как прием пищи и воды. Не каждый родитель понимает, что без него малыш не может правильно развиваться, расти и функционировать. Также сон влияет и на темперамент ребенка, его психику, поведение, умственные способности, самооценку и активность.

Родители тех детей, которые спят меньше нормы, часто сталкиваются с нервными срывами, истериками и плохим поведением, а также у детей может ухудшиться память, зрение и внимание.

Поэтому с детства необходимо приучать ребенка к правильному режиму дня, ведь неправильное распределение времени, поздние засыпания или отсутствие дневного сна могут негативно сказаться на здоровье ребенка в будущем. Психологи и медики тактируют здоровый сон как источник силы и энергии.

Во сне у малыша перезаряжается работа головного мозга, улучшаются процессы мышления и внимания. Во сне ребенок может не только активизироваться умственно, но и отдохнуть физически.

В руках родителей создать благоприятные условия для здорового и полноценного отдыха ребенка, ведь сон связан и с другими важными составляющими жизни – гигиенические процедуры, одежда, чистая и комфортная постель, воздух и питание. Чтобы создать все эти условия родители должны запастись временем, усилиями, определенными знаниями, и самое главное желанием.

Чтобы обеспечить ребенку здоровый отдых ночью, нужно придерживаться некоторых правил, которые сформируют привычку быстро засыпать и полноценно отдыхать после напряженного дня.

Еще с раннего возраста нужно создать ритуал и строго его выполнять изо дня в день – душ, чистка зубов, чтение книг.

Если родители будут соблюдать такую последовательность, у ребенка сформируется условный рефлекс, и сон будет не наказанием, а неотъемлемой частью его жизни.

Немаловажно и создание комфорта и уюта во сне.

Родители должны обеспечить ребенка удобной кроватью, качественным постельным бельем нежных и не ярких цветов и ортопедической подушкой, которая будет поддерживать голову, снимать нагрузку с позвоночника, нормализовать кровообращение и мышечный тонус.

Мамы детей должны не забывать и о том, что подушка для беременных также необходима как до рождения младенца, она будет создавать комфорт, так и после рождения, она станет полезной для ребенка, особенно во время кормления или сна младенца.

Помните и о температуре воздуха в спальне малыша, она не должна превышать 20 градусов, перед сном рекомендуется на 10-15 минут проветривать комнату, также обеспечить ребенка тишиной и спокойствием.

Не менее важным моментом является запрет просмотра мультфильмов за час до сна, так как телевизор достаточно сильный возбудитель для детской психики. Исключив его просмотр, вы избавите малыша от тревоги и неприятных снов ночью.

Необходимо следить и за питанием ребенка, ужинать нужно за 2-3 часа до сна. Рекомендуется исключить все продукты содержащие кофеин, такие как чай, шоколад, кофе и газированные напитки.

Соблюдая все эти правила, родители обеспечат своего малыша полноценным отдыхом ночью, расслаблению, приливом сил и активности.

После здорового сна ребенок будет иметь хорошее настроение, аппетит, бодрость, силу и красоту.

Связь с другими качествами

Активность в изучении мира тесно связана с несколькими качествами, которые будут важны в будущем. Люди с достаточно развитой любознательностью успешно получают следующие навыки:

  1. Наблюдательность. Она помогает воспринимать не только явную информацию, но и находить скрытые знания практически в каждом действии, любой предмет станет полезным и интересным. Этот навык поможет легко пронести в старший возраст обучаемость, получить образование и найти работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.
  2. Умение выделять нужную информацию. Чем шире круг интересов, тем легче определять важные элементы среди горы словесной и информативной шелухи.
  3. Предрасположенность к профессиональному успеху. Любознательный человек не станет довольствоваться одинаковыми серыми буднями в скучном офисе. Амбиции, подпитанные неподдельным интересом к делу, ведут к быстрому карьерному росту.