Аттракцион щедрости

Страна на грани перемен. Впишется ли руководство Мурманской области в новую реальность, или регион по-прежнему будет «катиться вниз»?

Прошло переизбрание президента и назначение нового состава правительства. Перед страной поставлены очередные задачи: взрывной рост экономики и резкое повышение уровня жизни населения. Многие СМИ говорят о том, что правительству Медведева выделен ограниченный срок, чтобы показать реальные результаты. Иначе последует быстрая замена состава Кабмина. С учетом реализации новых задач в стране идет повальная смена губернаторов. Только в этом году будет переизбираться свыше 10% губернаторского состава. Насколько Мурманская область и ее руководство готовы к решению новых задач?

На заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации губернатор Мурманской области М. Ковтун старалась показать успехи, достигнутые за последний период. Она сообщила, в частности, что объем инвестиций в регион за минувший год превысил 110 млрд рублей, и по темпу их роста Мурманская область поднялась на 6-е место в стране. Цифры, безусловно, правильные, только, похоже, отношения к работе областного руководства они не имеют.

Заседание президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации

Инвестиции в Мурманскую область, конечно, растут. Но причиной этому скорее является то, что регион в силу своего географического положения становится крупным транспортным узлом при развитии Северного морского пути. И именно этим обусловлен проект создания компанией «Роснефть» судоремонтного завода в Росляково, а не «выдающимися достижениями» Мурманской области.

В рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 года, подготовленном агентством «РИА Рейтинг» к Петербургскому международному экономическому форуму-2018, Мурманская область с 28 места в 2016 году скатилась на 36 место. То есть уступила восьми регионам, ну или опустилась на 10% вниз.

Эти цифры очень наглядны, так как рейтинг построен на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2017 год. По мнению экспертного сообщества, результаты исследования позволяют судить определить динамику развития региона. Методика рейтинга основывается на четырех основных показателях: показатели масштаба экономики региона, показатели эффективности его экономики, показатели бюджетной сферы, показатели социальной сферы. То есть фактически описывают весь регион и его перспективы. Из цифр очевидно вытекает, что ждать прорывов в экономике в области за счет эффективного менеджмента нет никаких оснований.

При этом ссылаться на объективные причины руководству Заполярья не приходится, так как соседняя Архангельская область по итогам 2017 года наоборот поднялась в данном рейтинге на 6 пунктов. К тому же Архангельский регион в первом квартале 2018 года стал абсолютным лидером по росту промышленного производства в стране с удивительным показателем +40,5%.

По итогам 2017 года снизился на 0,9 и индекс кредитоспособности Мурманской области

Так что рост инвестиций в Мурманской области связан, на наш взгляд, не с созданием благоприятных условий для инвесторов. Ситуация скорее обратная, так как на президиуме Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации подчеркивалось, что возможности прорывного развития на территориях Арктической зоны ограничены неразвитой транспортной, электроэнергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой. И перспективы «прорывных» изменений в этом направлении в Мурманской области пока не просматриваются. Не видно предпосылок, в первую очередь, в области роста бюджета региона.

На президиуме Совета по Арктике и Антарктике Марина Ковтун сообщила, что «в прошлом году из областного бюджета инвесторам предоставлено налоговых льгот на сумму почти 690 млн рублей». И это при наличии госдолга региона, превышающего 18 млрд рублей. По ее словам, на один рубль предоставленных льгот в бюджет Мурманской области возвращается до 13 рублей налоговых и неналоговых поступлений. Но цифры показывают обратную реакцию.

Губернатор Марина Ковтун на «Арктическом заседании» в Совете Федерации

По итогам первого квартала 2018 года доходы областного бюджета составили 9 888 млн рублей, что на 12% ниже уровня поступлений в бюджет аналогичного периода предыдущего года. А снижение поступлений по налогу на прибыль организаций достигло 21%. Поступления в консолидированный бюджет области в первом квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого снизились на 7%. Эксперты связывают это в первую очередь с изменением местоположения крупных налогоплательщиков, которых, видимо, не все устраивает в Мурманской области.

Так что 8,97 млрд. рублей дополнительного дохода в бюджет, которые должны были поступить от розданных 690 млн налоговых льгот (и умноженных на 13 с каждого рубля, согласно, теории Марины Ковтун) не видно. Раздавая налоговые льготы, региональная власть, наоборот, получает снижение показателей налоговых поступлений в бюджет. Возникает резонный вопрос: в чем смысл этого аттракциона щедрости, и что получают область, жители региона и власть от раздаваемых налоговых льгот?

О повышении уровня жизни населения региона даже говорить не приходится. Большинство социальных программ реализуются за счет бюджета. И если бюджет области, под руководством Марины Ковтун, сохранит подобные темпы своего сокращения – по 12% за квартал (или 48% в год, то есть половина бюджета в год), то скоро в Заполярье останутся только областное начальство и группа пенсионеров. Остальные просто уедут в другие регионы в поисках лучшей жизни. Явно не к этому призывает президент Путин правительство страны и руководство регионов, когда говорит о взрывном росте экономики и резком повышении уровня жизни населения…

Анатолий Алексеев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *