Мурманская область – в чем главная причина проблем?

В Мурманской области накопилось большое количество нерешенных экономических, социальных проблем. Власти региона каждый раз находят причину, по которой не смогли их решить. Однако у жителей все чаще возникает вопрос: может, причина всё-таки одна – качество госуправления в регионе?

Потенциал без «выхлопа»

Мурманская область – регион с огромными перспективами, запасами природных ресурсов, с высоким промышленным потенциалом. Здесь и запасы биоресурсов, и незамерзающий морской порт, и богатейшие полезные ископаемые, и газовые месторождения, красивейшая природа, способная привлечь большой поток туристов, и Северный морской путь, которому федеральная власть уделяет огромное значение.  Но несмотря на все природные богатства и перспективы, поток людей, покидающий регион, увеличивается с каждым годом. Да и те, кто остался, все чаще жалуются на растущие проблемы.

В чем же причина складывающейся ситуации? Региональная власть традиционно находит виноватых по каждому отдельному случаю, то в федеральном правительстве, то в стечении обстоятельств, то в каких-то конкретных людях. Но, на наш взгляд, главную проблему правильно обозначил Президент РФ Владимир Путин. В своем выступлении на расширенном заседании Совета Безопасности «О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах национальной безопасности», Путин сказал о необходимости выделить приоритетные шаги для решения обсуждаемого вопроса. Первой и главной задачей он назвал необходимость «…повысить качество государственного управления, выработки решений…». Президент подчеркнул, что «…нужен не громоздкий бюрократический орган, а гибкая, оперативно работающая структура, которая поможет лучше координировать деятельность министерств, ведомств, и бизнеса…». Очевидно, что без решения аналогичных задач, несмотря на все имеющиеся потенциальные возможности, экономика Мурманской области развиваться не будет.

Понятие госуправление можно понимать по-разному, но в разделе «Российское административное право» мы видим следующую трактовку юристов: «…Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния…». То есть — госуправление — это решение возникающих задач. Вот с задачами в Мурманской области чаще всего и возникают проблемы.

Госуправление есть – качества нет

Можно смело предположить: одной из главных причин, по которой жители уезжают из области, являются нерешенные социально-экономические проблемы, которые в свою очередь возникают из-за снижения качества государственного управления.

До того, как губернатором стала Марина Ковтун, качеству госуправления в регионе уделялось большое внимание. В частности, была создана программа «Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области». К ее реализации привлекались научные центры, такие как Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

Постановлением Правительства Мурманской области в октябре 2007 года была утверждена региональная целевая программа «Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области» на 2008-2010 годы.

Ранее была утверждена программа «Реформирование государственной службы Мурманской области».

При этом в качестве предполагаемого эффекта от реализации мероприятий административной реформы планировались:

— рост удовлетворенности населения области качеством государственных услуг;

— снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров;

— повышение эффективности и качества государственного управления в Мурманской области.

Если же посмотреть госпрограмму «Государственное управление и гражданское общество», утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 года, то можно увидеть только четыре подпрограммы:

— создание условий для обеспечения государственного управления;

— управление государственным имуществом Мурманской области;

— укрепление этнокультурного многообразия, гражданского самосознания и патриотизма в Мурманской области;

— развитие и укрепление института мировой юстиции в Мурманской области.

То есть при Марине Ковтун первым пунктом указано «создание условий для обеспечения государственного управления», а пункта повышения качества самого управления не видно. Возьмем наглядный пример с государственным долгом области. Даже после сильнейшего мирового экономического кризиса 2008 года, который прокатился и по нашей стране, к концу 2012 года госдолг региона составлял 8,6 млрд рублей.

С приходом к руководству областью Марины Ковтун все стало меняться, и к концу 2017 года госдолг уже превысил 19 млрд рублей.

Ковтун стесняется результатов?

При этом, сама тема качества госуправления в области практически перестала обсуждаться, и, видимо, для этого есть причины.

Показателем качества госуправления можно считать правильную постановку планов и их реализацию. И вновь – пример, на этот раз связанный с изменениями в Устав области, который по праву считается главным документом госуправления. Ранее статья 64 ч.1 пункт «н» звучала следующим образом: «Губернатор области: 1.Выступает в государственных средствах массовой информации с ежегодным отчетом о результатах работы правительства области, а так же прогнозом социально-экономического развития Мурманской области на очередной год…». Совсем недавно в этом тексте депутаты Облдумы слово «работа» заменили на слово «деятельность», и это еще можно отнести на личные ассоциации. Это что-то вроде «работают рабочие», а элита «осуществляет деятельность». А вот и более существенный момент: депутаты убрали из Устава фразу о том, что губернатор области выступает с «прогнозом социально-экономического развития Мурманской области на очередной год». Это может свидетельствовать о том, что власть боится сравнения прогнозов и полученных результатов. Что в свою очередь говорит об невысокой оценке качества госуправления, которую власть поставила сама себе.

Глава Мурманской области М. Ковтун

Неприятные вопросы

И если внимательно присмотреться, то у жителей к качеству госуправления в регионе возникает все больше вопросов.

Например, почему молчал региональный Минфин, когда 700 млн рублей из бюджета, выделенные на создание котельных для Кольской теплоснабжающей компании, лежали на банковских счетах и не работали? И это при том, что на ситуацию неоднократно пытались обратить внимание губернатора депутаты Мурманской Облдумы. Подобного случая, полагаем, нет ни в одном другом регионе РФ.

Следующий вопрос возникает к заместителю губернатора, курирующему сферы энергетики и ЖКХ, и к соответствующим министрам. Как получилось, что до настоящего времени не решен вопрос с жителями Кандалакши, перешедшими на электрический обогрев квартир и в результате получающих двойные квитанции за тепло? Ведь сами власти санкционировали переход на электрическую систему отопления! Оригинальность ситуации заключается в том, что руководители перечисленных ведомств регулярно обещают жителям решить наболевший вопрос, при том, что двойные квитанции выставляет компания АО «Мурманэнергосбыт», принадлежащая области. Получается, что правая рука не знает, что делает левая.

К министерству энергетики – вопрос о том, почему жители региона переплачивают из-за того, что область отапливается дорогостоящим мазутом. Предложение по переходу на другие источники отопления поступали неоднократно и регулярно, как от предпринимателей, так и от экспертов. О проекте перехода на уголь Марина Ковтун докладывала на федеральном уровне. Да и руководитель местной атомной станции, построенной еще в советский период, все последние годы предлагал решить вопрос с отоплением. Результат – жители как переплачивали за отопление, так и продолжают переплачивать.

О качестве госуправления в области здравоохранения даже не стоит упоминать. Местную оптимизацию постоянно ругают не только жители, но и сами врачи. Федеральные власти завалены обращениями возмущенных жителей. При этом профильный министр до сих пор не выступил с извинениями и не рассказал, как будет исправляться ситуация.

Фигуры или фигуранты?

О каком качестве госуправления можно говорить, если в прошлом году после возбужденного уголовного дела о мошенничестве арестованы высокопоставленные сотрудники администрации Мурманской области, в том числе заместитель губернатора Игорь Бабенко. Уволена в связи с утратой доверия министр экологии Эльвира Макарова. Ушла в скоропостижную отставку вице-губернатор Светлана Поверичева.

Обычно команду управленцев губернаторы подбирают в зависимости от того, какую задачу они ставят перед собой. Для повышения эффективности и решения возникающих проблем подбирают команду опытных и эффективных управленцев, не обращая внимание на их личную преданность. В таком случае главным критерием считается умение быстро и грамотно решать возникающие вопросы.

Если руководитель боится, что кто-то займет его место и «подсидит», значит он не уверен в том, что сам соответствует своей должности и на всякий случай подбирает «слабых» подчиненных, на фоне которых он будет казаться незаменимым. В этом случае о качестве госуправления говорить не приходится.

Видимо есть убедительные причины, цели и задачи, когда руководитель подбирает подчиненных исходя из их личной преданности. Как в случае с Мурманской областью…

Оценили – прослезились

В настоящий, достаточно сложный для нашей страны период, федеральная власть ждет от региональных руководителей эффективной работы. Надеется, что губернаторы будут способствовать развитию экономики на местах, привлечению инвесторов и реализации значимых проектов не только регионального, но и федерального уровней. Жители регионов в свою очередь ждут, когда повысится их уровень жизни и будут решены наиболее актуальные социальные проблемы. Однако в условиях, когда госуправление сильно хромает, а власти «стесняются» показывать общественности планы и результаты своей работы в сравнении, то ни федеральная власть, ни население в ближайшее время не увидят эффективной работы. Не почувствуют ее, как в случае с Мурманской областью.

Анатолий Алексеев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *