Нефтешламы вместо мойвы

Мурманск рискует остаться без морпорта, а мурманчане — без мойвы на столе

Продолжает развиваться конфликт между акционерами ОАО «Мурманский морской рыбный порт» с одной стороны и федеральными ведомствами (в лице Росимущества) с другой. 31 января территориальное управление Росимущества по Мурманской области и Республике Карелия сообщило, что имущественный комплекс Мурманского порта передан в хозяйственное ведение двум стратегическим предприятиям – ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» («Нацрыбресурсы») и ФГУП «Росморпорт». Причем решение, как подчеркивают в ведомстве, было принято совместно с Росрыболовством и Росморречфлотом.

Этому предшествовало то, что Росимущество в одностороннем порядке досрочно разорвало с акционерным обществом договоры доверительного управления (ДДУ) портовыми причалами. Уведомление о прекращении договора, который действовал с 2008 года, Росимущество направило владельцам порта еще в октябре 2017 года.

Оно было мотивировано тем, что положения Федерального закона №216-ФЗ «О морских портах» запрещают принадлежность портовых причалов частным лицам. В случае с Кольским заливом речь идет о причалах северного и южного районов рыбного порта, причалах угольной базы и пирсах (общая протяженность – 4 км).

«Нацрыбресурсы» провело переговоры с мурманскими стивидорными компаниями, представителями холодильного сообщества, а также капитанией порта. ФГУП направил акционерам порта обращение о заключении «Соглашения об организации и обеспечении непрерывности технологического процесса оказания услуг в рыбном терминале морского порта Мурманск».

В соответствии с этим соглашением, акционерное общество остается оператором морского терминала и продолжает в штатном режиме оказывать портовые услуги и проводить работу по обработке судов и выгрузке выловленной рыбы. Данная форма сотрудничества, как отмечают в «Нацрыбресурсах», прошла правоприменительную практику с операторами рыбных причалов на Дальнем Востоке.

Конфликт акционеров морского порта с Росимуществом нарастал давно. Стоит напомнить, что в прошлом году межрегиональное территориальное управление (МТУ) через Арбитражный суд Мурманской области пыталось принудительно взыскать с компании в федеральный бюджет 8,3 млн. рублей – это задолженность по арендной плате плюс штрафные санкции и неустойка.

Речь идет о трех земельных участках на улице Траловая (кадастровые номера 51:20:0001054:94 и 51:20:0001054:84) и на улице Подгорная (кадастровый номер 51:20:001155:29), на которых расположены здания и сооружения – в том числе центральная котельная и энергоцех. Эта земля принадлежит Российской Федерации, однако, арендатор ничего не платил за пользование землей.  В общем, как видно, в Росимуществе уже оказались и сами не рады смене собственника ОАО «Мурманский морской рыбный порт», который в декабре 2015 года купило ООО «Купец» (ИНН  5190054378) за 1 млрд. 27 млн. рублей.

Эта фирма была зарегистрирована на самой территории порта за месяц до проведения торгов с минимально возможным уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Его учредителем первоначально выступил Александр Романов (Полещук), бывший владелец ОАО «Севрыба».

В настоящее же время фирма переоформлена на другое лицо – Олега Креславского, который является многолетним деловым партнером и доверенным лицом Романова. Ну а его сын Даниил Полещук является директором «Купца».

После смены собственника от морского порта стали отпочковываться многочисленные «дочки»: ООО «Морозко», ООО «Иней», ООО «Садко», ООО «Гермес»… А в прошлом году были учреждены ООО «Эко ойл» (основной вид деятельности – «Транспортирование по трубопроводам нефти») и АО «Нефтеперевалочный комплекс» («Производство нефтепродуктов»). В октябре 2017 года они были реорганизованы в форме холдинга, для которого управляющей компанией является именно ОАО «Мурманский морской рыбный порт».

Причем реорганизация совпала по времени с направлением Росимуществом уведомления о том, что разрывает договоры доверительного управления портовыми причалами. Видимо, после этого Романов окончательно утвердился в мысли, что необходимо менять даже профилизацию порта – из рыбного превратить его в нефтяной.

Для Мурманска, естественно, это будет означать потерю стратегического предприятия, а для всей страны – коллапс на рыбном рынке. В феврале началась мойвенная путина, причем для российских промысловиков прекратился действовавший два года мораторий на вылов рыбы. Северные территории и так испытывают недостаток перегрузочных мощностей, а возможное закрытие мурманского порта потребует от промысловых компаний перегружать сырье в портах Балтийского моря, что удлинило бы транспортное плечо и, как следствие, привело к росту цен. В конечном итоге это ударит по всем предприятиям, задействованным в экономической «цепочке» – стивидорным, транспортным и, конечно, рыбоперерабатывающим.

Но для Романова это всего лишь личный бизнес (пусть и не совсем прозрачно полученный), который он пытается сохранить, невзирая на то, что обрушает чужой. Вопрос лично к губернатору Мурманской области Марине Ковтун и ее первому заместителю Алексею Тюкавину: каким образом они могли допустить, что важнейшее предприятие Мурманска, да и всего Русского севера фактически гибнет?!

Сама Ковтун в недавнем интервью ОТР так красиво рассказывала о проблемах рыбной отрасли: дескать, в области нет живорыбных судов, не хватает мощностей современной переработки и хранения. Поэтому якобы рыба, которая проделывает путь с борта судна до прилавка, дорожает почти вдвое, со 190 до 350 рублей.

Так, может, начать решение проблемы с сохранения специализированного порта, где есть те самые мощности для хранения и первичной переработки сырья?! Не допустить смены его профилизации, ведь вряд ли мурманчане захотят на обед вместо мойвы и пикши кушать нефтешламы…

Иван Акулин

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *