Марина Ковтун и Нью-Васюки Мурманской области

Администрация Марины Ковтун любит декларировать свою инвестиционную активность, но созданные ее частно-государственные проекты раз за разом оказываются неэффективными. Как, например, канатная дорога в Кировске.

В своих выступлениях и годовых отчетах губернатор Мурманской области Марина Ковтун постоянно твердит о важной роли инвестиционных проектов. Среди инвестиционных направлений деятельности облправительства чаще всего упоминается туризм. Одним из основных туристических акцентов власти региона решили сделать город Кировск и развитие в нем горнолыжного спорта, который действительно пользуется популярностью в России.

Сложно говорить об эффективности данного проекта, с учетом полярной ночи, которая попадает как раз на длинные новогодние праздники, самые популярные у горнолыжников, когда с конца ноября до середины января длина светового дня составляет «0 часов». Можно предположить, что обеспеченные люди предпочтут более солнечные регионы, а менее обеспеченные – более дешевый вариант отдыха. Но это предположения.

В Кировске

В целях реализации инвестиционных проектов 18 декабря 2013 года было создано акционерное общество «Корпорация развития Мурманской области» с уставным капиталом 170 млн рублей, единственным учредителем которого стало министерство развития промышленности и предпринимательства области (МРПИП Мурманской области). В официальных справках о корпорации сказано, что основным видом деятельности являются капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, в том числе посредством инвестиционных компаний. На сайте самой Корпорации указано, что основными целями АО являются активизация инвестиционной деятельности, реализация инвестиционных проектов и проектов государственно-частного партнёрства в регионе.

Для развития горнолыжного спорта в Кировске 21 декабря 2013 года между правительством Мурманской области, администрацией Кировска и ОАО «Апатит» было заключено соглашение о намерениях. «Благодаря этому проекту правительство региона стало задумываться об институтах развития государственно-частного партнерства, существенно менять инвестиционное законодательство», – сказала Марина Ковтун.

Стоимость проекта развития горнолыжного туризма в Кировске оценили в сумму свыше 500 млн рублей. Для его реализации 5 февраля 2014 года было зарегистрировано АО «Канатные дороги», которому вскоре стали предрекать огромное будущее. Согласно прогнозам, за 10 лет действия соглашения доходы бюджетов всех уровней должны составить 1,4 млрд рублей, а доходы регионального бюджета — 735 млн рублей.

В августе 2015 года между правительством Мурманской области и АО «Канатная дорога» было заключено соглашение, согласно которому в рамках реализации проекта «Строительство пассажирской подвесной канатной дороги на склоне горы Айкуайвенчорр» инвесторы получали льготы по налогу на имущество и на прибыль. Интересен факт, что соглашение подписали губернатор Марина Ковтун и генеральный директор АО «Апатит» Михаил Рыбников, в качестве представителя ОА «Канатные дороги», а не генеральный директор АО.

Марина Ковтун и Михаил Рыбников

В настоящее время на сайте АО «Корпорация развития Мурманской области» строительство пассажирской подвесной канатной дороги гондольно-кресельного типа на склоне горы Айкуайвенчорр в городе Кировске указан как один из двух завершенных проектов данной организации с общим объемом инвестиций в 558,7 млн рублей.

Также на сайте указаны инвесторы проекта, которые соответствуют учредителям АО «Канатные дороги»: АО «АПАТИТ» (65%), АО «Корпорация развития Мурманской области» (19%) и АО «Корпорация развития инфраструктуры города Кировска» (16%).

Ожидания от развития туристической отрасли у власти региона остаются высокими. Спустя два года, в 2017 году, на заседании правительства области продолжали обсуждать планы по превращению Кировска в круглогодичный город-курорт.

А вот эффективность вложений в этот проект оказалась далеко не соответствующей ожиданиям. За 2015 и 2016 годы ОА «Канатная дорога» показало убытки в 4,1 и 2,5 млн рублей соответственно. Так что на данный момент никаких поступлений в бюджет от прибыли предприятия не предвидится. Это при том, что региональная власть вложила в проект свыше 71 млн рублей государственных средств.

И если посмотреть бухгалтерскую отчетность организации, то для непросвещённого взгляда она выглядит несколько странной:

2016г. 2015г. 2014г.
Коммерческие расходы 0.00 0.00 0.00
Управленческие расходы 0.00 8 815 000,00 0.00

Коммерческие расходы обычно включают в себя такие пункты, как расходы на рекламу, изучение рынка сбыта, аренду помещений, маркетинговые исследования, оплату труда продавцов и др. Управленческие расходы – содержание зданий, в которых размещается административный персонал, оплату труда и отчисления административного персонала, покупку оборудования и канцелярских принадлежностей для офиса, страхование имущества и персонала, аудиторов, охрану предприятия и др.

Интересно, но предприятие с уставным капиталом свыше 500 млн рублей, ежегодно показывающее убытки, не тратит средства на рекламу, маркетинговые исследования, страхование имущества и другие пункты.

Ситуация напоминает историю с ОАО «Кольская теплоснабжающая компания», когда в проект угольных котельных вложили 700 млн рублей из областного бюджета. Тогда губернатор Марина Ковтун также предсказывала большое будущее проекту. По результатам 2007-2014 годов проект был признан неэффективным, и в 2015 году все деньги были возвращены в бюджет. Весь этот период госсредства лежали на банковских счетах. По средней банковской ставке, если частное лицо вложило бы эти средства в банк, то можно было получить не менее 7-10% годовых, или около 80% от общей суммы за весь период.

Не только деятельность АО «Канатные дороги», но и деятельность АО «Корпорация развития Мурманской области» вызывает много вопросов с точки зрения эффективности. В соответствии с открытыми данными Корпорация была или является учредителем следующих организаций:

АО «Канатная дорога» (19% участия в уставном капитале),

АОЗТ «ОГОНЕК» АОЗТ «АПЕКС-ДЕЛЬТА ЛТД»,

АОЗТ «Объединенная морская рыболовная компания» (40% участия в уставном капитале).

Причем АОЗТ «АПЕКС-ДЕЛЬТА ЛТД» (основная деятельность – рестораны и кафе), где корпорация являлась единственным владельцем, и АОЗТ «Объединенная морская рыболовная компания» (основная деятельность — переработка рыбопродуктов), где 60% предприятия фактически принадлежали частному лицу, уже прекратили свое существование. АО «Канатная дорога» третий год показывает убытки.

Оценить деятельность Корпорации можно также по ее сайту. В качестве завершенных на сайте АО «Корпорация развития Мурманской области» указаны только два проекта, остальные находятся в стадии реализации, и говорить об их эффективности пока рано. Учитывая, что по второму завершенному проекту (фитнес-центру) все участие Корпорации заключалось в разработке бизнес-плана и подготовке документации для признания проекта приоритетным в Мурманской области, возникает серьезный вопрос об эффективности подобной деятельности.

Если говорить о конкретных результатах, то практический итог деятельности АО «Корпорация развития Мурманской области», созданной при правительстве Мурманской области для развития инвестиций и государственно-частного партнерства в регионе, с уставным капиталом в 170 млн рублей, следующий.

Корпорация согласно информации, представленной в Интернете, в качестве учредителя приняла участие в деятельности трех компаний, две из которых уже прекратили свое существование, а третья с момента образования ежегодно показывает убытки.

Корпорация в качестве реализованных в настоящее время показывает два проекта, один из которых (АО «Канатные дороги») убыточен, а во втором проекте – все участие корпорации заключалось в подготовке документов.

Судя по примеру АО «Корпорация развития Мурманской области», эффективность деятельности правительства Мурманской области по привлечению инвестиций и наполнению бюджета далека от ожидаемых. Если подобными темпами руководство региона под руководством губернатора Марины Ковтун продолжит свою предпринимательскую деятельность, то будущее местной экономики, несмотря на огромные природные ресурсы, вызывает большие опасения.

Иван Пирогов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *