Задолжали!

В декабре глава Роструда Всеволод Вуколов назвал регионы-лидеры по размерам зарплатной задолженности. В их числе оказалась и Мурманская область.

Проблемы с выплатой заработной платы в Мурманской области в последние несколько лет возникали с завидной регулярностью. По данным Росстата, по итогам 2016 года область заняла четвертое место среди регионов с самой большой задолженностью по зарплате (размер долга перевалил за 150 млн рублей!). Правда, подавляющая часть региональных СМИ об этом почему-то умолчала. Не стала упоминать о проблеме и губернатор Марина Ковтун, выступая в декабре в Мурманске со своим годовым отчетом. Пожалуй, в регионе только следственные органы и взывают к порядку работодателей-должников, периодически открывая против них уголовные дела.

В принципе, невыплата заработной платы – это достаточно серьезное уголовное преступление. Статья 145.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за подобное преступление, в зависимости от тяжести содеянного, в виде лишения свободы сроком от одного года до пяти лет.

Самая непростая «зарплатная» ситуация – в транспортной отрасли

В марте прошлого года по инициативе замруководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР Андрея Ефремова и Мурманского транспортного прокурора Артура Леденева было проведено межведомственное совещание о нарушении прав жителей Заполярья в сфере оплаты труда. На мероприятии присутствовали и представители регионального правительства. Участники совещания обратили внимание на зарплатную задолженность перед работниками ООО «Мурманское Авиапредприятие» и ООО «Авиакомпания Арктика». Общий долг по зарплате только «Авиакомпании Арктика» за 2016 год составил 17 млн рублей. В результате на имущество компании был наложен арест, а против ее гендиректора – возбуждено административное дело о правонарушении.

Андрей Ефремов

В настоящее время и ООО «Мурманское Авиапредприятие», и ООО «Авиакомпания Арктика» прекратили свою деятельность и находятся в стадии ликвидации.

Ранее, в апреле 2016 года, региональное управление Следственного комитета сообщало об уголовном деле гендиректора ЗАО «Аэродромы Мосты Дороги» Олега Колесника. По данным следствия, директор предприятия не выплачивал заработную плату, несмотря на то, что располагал для этого необходимыми денежными средствами. В результате несколько месяцев почти 400 строителей взлетной полосы на военном аэродроме под Североморском не получали заработную плату – общий долг составил свыше 30 млн рублей. Особенно тяжело пришлось семьям, в которых муж и жена работали на строительстве. Люди, доведенные до отчаяния, были готовы объявить голодовку – в итоге неплатежи грозили остановкой строительства на стратегическом объекте.

Коллектив ЗАО «Аэродромы Мосты Дороги» куда только не обращался в регионе: в прокуратуру, суд, трудовую инспекцию, общественную приемную «Единой России» (членом партии является и глава области Марина Ковтун). С места проблема сдвинулась только после заявления на имя главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина.

Александр Бастрыкин

К слову, проблемы с выплатой зарплаты в Мурманской области существуют не только в авиации, но и на предприятиях наземного транспорта.

Еще в феврале 2016 года было вынесено решение о признании несостоятельным ОАО «Автоколонна 1118». Процедура банкротства длится уже два года. По закону по месту нахождения или месту управления должника должно было состояться собрание работников предприятия. И это собрание в августе 2017 года было назначено конкурсным управляющим… в городе Петрозаводске. Таким образом, на собрание за тысячу километров пригласили 818 человек, которые почти два года не могут получить свою заработную плату! Власти региона на это решение почему-то никак не откликнулись.

Накануне минувших новогодних праздников руководство филиала ПАО «Мурманскавтотранс» — Автоколонна №1443 предупредило администрацию Кандалакшского района о прекращении с 26 декабря транспортного обслуживания ряда муниципальных маршрутов. Причина – задержка заработной платы.

А ведь совсем недавно при вмешательстве следственных органов на этом предприятии решался вопрос о погашении зарплатной задолженности за февраль-март 2017 года в размере 2,6 млн рублей. Возникает естественный вопрос: не ждут ли жителей области подобные «сюрпризы» с отменой маршрутов и в наступившем году? И здесь порадовать жителей области нечем. ПАО «Мурманскавтотранс» достаточно большое, но частное предприятие, с численностью персонала свыше 980 человек. Интересно, чем руководствовалась администрация области, когда регулярно заключались договоры о перевозке людей с частным предприятием, которое в своем финансовом отчете регулярно показывало убытки? В 2014 году убытки компании составили 18,5 млн рублей, в 2015 году – 32,8 млн рублей, в 2016 году – уже 104,6 млн рублей.

А Ковтун слушает, да не слышит

Несмотря на то, что проблема с задолженностью по зарплате в Мурманской области стоит достаточно остро, этот вопрос не попал в итоговый отчет губернатора. По итогам 2016 года Марина Ковтун по крайней мере упомянула проблему и сообщила, что «над ее решением борются коллегиальные органы Правительства Мурманской области». В отчетном выступлении 2017 года, при просроченной задолженности по заработной плате в регионе в размере 61,4 млн рублей, Ковтун об этой проблеме умолчала.

Марина Ковтун

Странно, но губернатор Марина Ковтуна практически никак публично на постоянные жалобы работников и непрекращающиеся суды, связанные с задолженностью по заработной плате, не реагирует. А когда Ковтун несколько лет назад отвечала на вопросы зрителей телеканала ТВ-21 и услышала жалобу рабочего на невыплату свыше двух месяцев зарплаты, то просто посоветовала «обратиться в Государственную инспекцию труда в Мурманской области: г. Мурманск, Рыбный проезд д. 8». Она даже не взяла вопрос, с явными признаками нарушения законодательства, под свой контроль. К слову, подобный совет — сходить в трудовую инспекцию – может дать обычный прохожий на улице, а житель обратился к губернатору и наверняка ожидал реальной помощи.

Возможно, губернатор Марина Ковтун ставит перед собой глобальные задачи, а рядовые жители с их мелкими вопросами ее не очень интересуют. Но ведь глава администрации области и поставлен на свой пост для того, чтобы представлять интересы этих самых рядовых жителей. Тех, кто вынужден на заработную плату выживать в суровых условиях Заполярья, кормить своих детей. И для кого длительная задержка заработной платы – это целая катастрофа!

Иван Пирогов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *