Транспортные войны в Мурманске: в проигрыше пассажиры

В Мурманске растут тарифы на проезд в общественном транспорте. Не потому ли это происходит, что областные власти одаривают субсидиями перевозчика, оказавшегося на скамье подсудимых по мошеннической статье?

Год тому назад мурманчан настигла беда: с 1 января тарифы на поездки в маршрутках были повышены до 28 рублей. Инициатива эта обсуждалась еще с 2016 года, когда, несмотря на возражения и возмущение населения, областное правительство на своем заседании пришло к выводу: «Повышение стоимости проезда ведет к совершенствованию деятельности пассажирского транспорта общего пользования, а значит, к увеличению транспортной мобильности населения и как следствие — к повышению качества жизни мурманчан». Едва ли горожане согласились бы с таким утверждением, но так их никто и не спрашивал. И вот, с 2017 года цены на внутригородские маршруты выросли сразу на 3 рубля.

Признанный монополист (владеет долей в ПАО «Мурманскавтотранс», является учредителем ООО «ПАО Мурманскавтотранс» и еще целого ряда фирм)  на рынке пассажирских перевозок Мурманской области Месроп Шанкоян, хотя и находился в тот момент под следствием по делу о мошенничестве, видимо, никак не мог с собой совладать в стремлении увеличить доходы. И в одностороннем порядке дополнительно поднять тарифы на перевозки.

По информации БИ-ПОРТ, руководство ПАО «Мурманскавтотранс» обратилось в Мурманский областной суд с иском к Комитету по тарифному регулированию региона. Компания намеревалась признать недействующими ряд положений методических указаний по формированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа в общественном транспорте.

— Истец полагал, что стоимость проезда в общественном транспорте в сумме 28 рублей за одну поездку мала и хотел её увеличения, — пояснили в прокуратуре Мурманской области.

Однако суд отказал перевозчику в иске.

А если учесть, что по стоимости за поездку в автобусе Мурманск и так уже обогнал многие города страны, то претензии господина Шанкояна на увеличение тарифов выглядят как минимум странно.

Впрочем, вернемся на несколько лет назад.

На войне как на войне

В конце 2012 года администрация Мурманска решила заключить трехлетний контракт на городские пассажирские перевозки, что позволило бы победителям конкурса за счет субсидий из бюджета обновить автопарк и повысить комфорт пассажиров. Частники оживились. Но неожиданно трехлетний контракт выиграла никому не известная фирма «Першерон». Видимо, практически уверенные в своей победе оппоненты такого исхода никак не ожидали. И тут в игру вступил депутат горсовета Мурманска Сергей Габриелян, принявший самое деятельное участие в судьбе проигравшей стороны и писавший жалобы во все инстанции. Кое-какие нарушения у «Першерона», действительно, были. Так, в ответ на запрос Габриеляна в УФМС РФ по Мурманской области, выяснилось, что сразу 26 водителей маршруток «Першерона» пребывали в статусе нелегальных мигрантов.

Предполагаем, что неспроста С. Габриелян так истово отстаивал интересы прочих участников конкурса: согласно данным СБИС, он является председателем Регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Мурманской области, учредителем которой состоит все тот же Месроп Шанкоян.

Далее в дело вступил сам Шанкоян, подав жалобу на конкурсную комиссию городской администрации, отклонившую заявку его компании «Мосгортранс», в УФАС.  Антимонопольщики жалобу удовлетворили и заставили конкурсную комиссию горадминистрации устранить выявленные нарушения и провести конкурс вновь.

Конкурс провели, но чуда не произошло: ООО «Першерон», а также ИП Шибаев, получили госконтракты. А вот Шанкояну заполучить кусок пирога от городских пассажирских перевозок тогда не удалось. Как позже заявит его соратник Габриелян, на него тут же обрушился поток угроз со стороны оппонентов.

В сентябре 2013 года неизвестные подожгли «Ауди Q7» депутата Габриеляна, месяц спустя полыхнул его же «Мерседес Геледнваген». Кто стоял за поджогами, установлено так и не было, а Сергей Михайлович в начале декабря того же года заявил о грандиозных планах: покупке нового бизнеса – компании «Арктик-лайн», учредителем которого числился уже известный нам Шанкоян. По словам Габриеляна, новая компания планировала приобрести 150 новеньких автобусов и снизить стоимость проезда в них до рекордных 15 рублей («Першерон» возил горожан за 17 рублей).

Жаловался Габриелян и на конфликт с городской администрацией, которая разорвала договоры на пассажирские перевозки с рядом компаний в одностороннем порядке. Но, в продолжение своих обвинительных речей, Габриелян заявлял, что «Арктик-лайн» не намеревалась прекращать деятельность: «Администрация не вправе запрещать частникам перевозить пассажиров: эти перевозки не субсидируются городом, и бизнес этот — ничто иное, как маршрутное такси… На мой взгляд, в городе объединились две влиятельные бизнес-группировки, занимающиеся хищением муниципальной собственности и обогащением за счет ухудшения качества жизни горожан» .

Война за монополию на рынке пассажирских перевозок вышла на новый виток, когда в декабре 2013 года на гендиректора компании «Першерон» было совершено нападение: киллер трижды выстрелил в свою жертву. Предприниматель предусмотрительно носил бронежилет, в котором и застряли пули, не нанеся ему серьезных увечий. В январе 2014 года сгорел «Лексус» Шанкояна.

В феврале того же года дотла сожгли 19 маршруток «Арктик-лайна».

О том, кто стоял за покушением и поджогами, мы достоверно судить не можем, но вот интересные факты. Несмотря на вроде бы очевидный проигрыш в битве и утрату подвижного состава «Арктик-лайна», в июне 2014 года прошла информация о том, что «война перевозчиков» закрыта продажей доли в компании «Першерон» Месропу Шанкояну. «Арктик-лайн» была признана банкротом, а ее место на рынке заняло ООО «Арктик-лайн 1». С тех пор М. Шанкояна называют монополистом на рынке пассажирских перевозок не только в Мурманске, но и в области.

Судьба правдоруба

Интересно сложилась дальнейшая судьба депутата-правдоруба Сергея Габриеляна. Его многочисленные нападки на городские власти послужили причиной возбуждения сразу двух уголовных дел о клевете.

С. Габриелян

И уже в сентябре 2015 года, по сообщению источников bloger51 «экс-депутат городского совета Мурманска Сергей Габриелян пошел на сделку со следствием и в рамках уголовного дела по клевете на главу города Веллера дал признательные показания». От обвинительного приговора общественника спасла амнистия по случаю 70-летия Победы.

Монополист на лаврах

По нашей информации, участие в судьбе владельца «Арктик-лайна» и Мурманскавтотранса, наряду с Габриеляном, до недавнего времени проявлял и первый вице-губернатор Мурманской области Алексей Тюкавин.

Правая рука губернатора — А. Тюкавин

Во всяком случае, при обсуждении вопроса о внесении поправок в бюджет в части выделения 104 млн рублей субсидий для компаний-перевозчиков на заседании Облдумы 8 июля 2017 года выяснилось, что под критерии получения субсидии подпадает только ПАО «Мурманскавтотранс». А не менее нуждающееся в дополнительных вливаниях предприятие «Электротротранспорт» с его устаревшими троллейбусами остается не у дел. Это вызвало недоумение у части областных парламентариев, ответом которым был гневный спич Тюкавина, обличающий руководителя троллейбусного парка.

— Менять тарифную политику из-за того, что кто-то не умеет работать, мы не собираемся…  Руководитель компании вполне успешно работает в бизнесе, перевозит пассажиров, ни за какими субсидиями не приходит. В своем, частном бизнесе. А когда он приходит в компанию, которая работает на социальных маршрутах, у него постоянно одни убытки. Я ему задаю вопрос: а почему ты там умеешь работать, а здесь не умеешь? – заявил Тюкавин.

Положа руку на сердце, эти же слова можно было бы адресовать и господину Шанкояну. Но, видимо, Алексей Тюкавин отличается избирательной памятью…

И вновь обратимся к цифрам. В настоящий момент Мурманскавтотранс находится в кризисе. А компания все того же Шанкояна «Арктик-Лайн-1», в 2015 году демонстрировавшая более чем приличные показатели прибыли в 13  млн рублей, в 2016 году вдруг «упала» до -7 млн 691 тыс., и согласно прогнозам, ее чистая прибыль в 2017 году снизится еще на 27 процентов.

В это же время другие компании, учредителем которых является Шанкоян, демонстрируют отчетливый рост. К примеру, ООО «Мосгортранс» – компания, которая также занимается пассажирскими перевозками, за 2016 год показала прибыль в 9 млн 214 тыс. рублей, увеличив ее по сравнению с 2015 годом в 12 раз! Компания АТП-Никель, имеющая лицензию на аналогичную деятельность, также заработала в 2 раза больше по сравнению с 2015-м годом, — у нее 957 тыс. рублей чистой прибыли.

Не рассчитал!

Подтверждением поддержки Шанкояна на самом высоком уровне, по нашему мнению, служит еще и то, что, несмотря на серьезные обвинения по «мошеннической» 159 статье УК РФ за получение крупной суммы денег под предлогом передачи судье Облсуда от своего бизнес-оппонента Анатолия Шульгина, Месроп Саркисович явно не собирался за решетку. Он пытался поднимать тарифы, ждал очередных субсидий и даже на приговор суда явился налегке: за совершение тяжкого преступления (а именно таким образом уголовный кодекс квалифицирует крупный размер, к которому относятся вымогаемые Шанкояном 2 миллиона рублей) прокурор запросил у суда наказание Шанкояну лишь в виде штрафа в 700 тыс. рублей и трех лет условно (!)

Но, видимо, у областных властей сейчас и своих забот хватает, и им не до проблем зарвавшегося бизнесмена. А может, чиновники, причастные к многолетней истории войны за передел рынка пассажирских перевозок, надеются убрать подальше лишнего свидетеля их «игрищ» с бюджетными деньгами. Как бы то ни было, вопреки ожиданиям Шанкояна суд приговорил его к реальному сроку заключения в три года. Наручники на бизнесмена надели прямо в зале суда.

Чем не очередное подтверждение тому, что мурманские чиновники во главе с губернатором М. Ковтун с легкостью расстаются со ставшими ненужными бывшими соратниками? Бабенко, Благодельский, Никрашевский, теперь Шанкоян, пусть не чиновник, но не последний человек в региональной элите. Кто следующий?

Евгения Ковалева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *