«Ямальские» уроки для Марины Ковтун

Почему губернатор Мурманской области увидела в перспективном Штокмановском проекте всего лишь миф?

Одно из главнейших, пожалуй, богатств Мурманской области – это Штокмановское газоконденсатное месторождение. Да что там области, всей России, ведь это месторождение – одно из крупнейших на планете. Предполагаемые запасы оцениваются специалистами в 3,8 трлн. кубометров природного газа и более 37 млн. тонн газового конденсата. Это  около 2% мировых запасов природного газа и более чем в два раза превышает резервы Канады, третьего по величине производителя на планете. Месторождение (глубина залегания запасов составляет от 300 до 330 метров) расположено на шлейфе Баренцева моря в 550 километрах от Мурманска.

Штокмановское месторождение было открыто еще в 1988 году, пробурены семь разведочных скважин в 1990-1996 годах, однако, по сию пору оно не разрабатывается, несмотря на кажущиеся гигантские плюсы. Еще в 1995 году международный консорциум, состоявший из компаний Total (Франция), Conoco (США), Hydro (Норвегия), Fortum (Финляндия) и «Росшельфа» (дочерней компании «Газпрома», которая имела исключительную лицензию на разработку месторождения) объявил о том, что намерен приступить к разработке Штокмана, а также построить газопровод для транспортировки природного газа и газокондексата на материк.

Однако проекту так и не было суждено состояться. В 1997 году «Газпром» вместе со Fortum анонсировали очередной проект, который предусматривал строительство газопровода со Штокмановского месторождения (Северо-Европейский газопровод). Этот проект привлек множество потенциальных инвесторов и покупателей газа, но также не состоялся.

В 2003 году «Газпром» объявил, что готов начать разработку месторождения при условии, что природный газ будет перерабатываться в сжиженный, который затем экспортируют в США. Завод по сжижению газа «Газпром» планировал построить под Териберкой – это рыбацкая деревушка близ Мурманска.

В 2005 году пять компаний объявили, что намерены участвовать в данном международном проекте – это Chevron, ConocoPhillips, Total, Statoil и Norsk Hydro. В правительстве эти планы восприняли с воодушевлением: ожидалось, что связанный с освоением арктических залежей газа подъем грузооборота и рост экономической активности интенсифицируют и международные перевозки по Северному морскому пути.

На территории Мурманской области планировали создать целых две особых экономических зоны (ОЭЗ). Одна из них – портового типа – должна была появиться в самом Мурманске: здесь планировалась сборка буровых установок, необходимых для успешного освоения шельфовых месторождений.

Вторая зона – промышленно-производственного типа – в Териберке, где планировалось разместить объекты береговой инфраструктуры и завод по сжижению газа.

Активную поддержку созданию ОЭЗ оказала губернатор Мурманской области Марина Ковтун, обещая, что это позволит облегчить финансовую нагрузку на инвестора, предоставит ему налоговые послабления, благодаря чему «Газпром» бы создал в Териберке целый газохимический кластер. Но «Газпром» таким преференциям вовсе не был рад.

Во-первых, закон не разрешает перерабатывать в ОЭЗ полезные ископаемые.

Во-вторых, резидентом может стать только компания, зарегистрированная на территории муниципалитета ОЭЗ – то есть в селе Териберка, в то время как оператор Штокманского месторождения, компания Shtokman Development AG («Газпрому» в ней принадлежит 51%, Total – 25% и Statoli – 24%) зарегистрирован в швейцарском Цуге.

В-третьих, максимальный срок существования зоны ограничен 20 годами, в то время как срок работы Shtokman Development AG определен в 25 лет.

Сама Марина Ковтун с момента назначения губернатором Мурманской области высказывала крайне скептические оценки по отношению к проекту разработки Штокмановского месторождения. На пресс-конференции, посвященной итогам 2013 года, она заявила областным журналистам буквально следующее: «Ушел миф о Штокмане, мы пережили постшкомановский синдром, но, по-прежнему, главная наша перспектива Арктика и разработка шельфа».

После этого Ковтун своими постановлениями изменила отраслевую специализацию создающейся в области ОЭЗ промышленно-производственного типа… на переработку рыбы и рыбопродуктов.

Похоже, что именно подобное скептическое отношение губернатора и неспособность ее найти общий язык с «Газпромом» и стали одной из причин заморозки перспективного проекта. То, что разработка Штокмана рано или поздно начнется – неоспоримый факт. И для примера можно взглянуть на Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение на полуострове Ямал, производство сжиженного газа из углеводородов которого также поначалу казалось предприятием небыстрым и проблемным. Однако оператор проекта «Ямал-СПГ» – «Новатэк» сразу нашел полное взаимопонимание с губернатором Ямало-Ненецкого округа Дмитрием Кобылкиным, который все усилия приложил для строительства завода по сжижению газа.

И уже на прошлой неделе завод «Ямал СПГ», который начал строиться в 2012 году, произвел первую партию сжиженного газа. В целом мощность завода составит 16,5 млн. тонн в год (три линии мощностью 5,5 млн. тонн каждая).

Также в 2012 году при непосредственном участии Дмитрия Кобылкина началось строительство многофункционального порта Сабетта в рамках проекта «Ямал-СПГ»: этот порт сможет принимать ледоколы, работающие на сжиженном газе и обслуживающие Обскую губу и Карское море. Кроме того, уже в начале будущего года по Северному морскому пути с Ямала пойдет  ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», который доставит в Азию первый сжиженный газ проекта «Ямал СПГ».

Да, и все это при реальной поддержке руководства региона, которое никогда не позволяло себе пренебрежительно называть крупнейший инвестиционный проект «мифом». Марине Ковтун есть у кого поучиться азам управленческой науки…

Иван Акулин

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *